Тульский психолог Плужникова рассказала, какие фразы и поступки со стороны родителя мешают развитию самостоятельности ребенка
Ой, молодежь нынче пошла несамостоятельная! Достаточно часто юные парни и девушки могут услышать эту фразу в свой адрес от старшего поколения. Однако что такое на самом деле инфантильность? Каково это быть самостоятельным? От чего это зависит? И как воспитать ответственного ребенка? Об этом Тульская служба новостей спросила у тренера первой ступени по гештальт-терапии в Туле и представителя МИГиП в Туле Натальи Плужниковой.
Взрослый и самостоятельный
Понятия «взрослый» и «самостоятельный» могут своеобразно пониматься разными людьми.
Например, в психологии есть специальный термин – инфантилизм, который можно отнести и к внешним — физиологическим, поведенческим проявлениям, и к внутренним – психическим.«Взрослый – это человек, старше 18 лет, при этом внутри, то есть психологически, он может себя таковым не ощущать. И самостоятельность – тоже качество, которое может одновременно в чем-то проявляться и быть освоено, а в каких-то сферах жизни – нет», — разводит понятия Наталья Плужникова.
Идеальный пример независимости и ответственности«Это некоторая «детскость», присущая человеку и его способу жить, взаимодействовать с миром, наивность в бытовых вопросах, неспособность или устойчивые затруднения при планировании и принятии решений. Такие люди эгоцентричны, чаще увлечены своими фантазиями, легко берутся за что-то новое и интересное, но не способны удерживать мотив при возникновении затруднений и бросают начатое. Ну и, конечно, им сложно брать ответственность за свои поступки», — раскрывает термин гештальт-терапевт.
По словам психолога, идеального примера нет, хоть мы развиваемся и растем по одинаковой программе, как Homo sapiens, но в очень различных условиях.
Как сформировать у ребенка опору на себя«Поэтому и созревание таких структур психики, отвечающих за независимость и ответственность во взрослом возрасте, будет происходить по-разному. Например, независимость – это умение человека следовать своим собственным интересам, выбирать свои жизненные приоритеты, учитывать именно свои ценности и убеждения в большей степени, чем социума или семьи. Это способность одновременно жить в социуме, принадлежать какой-то системе, сообществу, уважать правила и ценности этой среды, но соблюдать свои интересы и цели. А ответственный человек просто умеет признавать свой вклад и его значение в события и результаты, к которым причастен. Причем независимо от того, эти результаты и события прекрасны или ужасны», — объясняет Наталья Плужникова.
Как отмечает психолог, важны уважение к личности и доверие в отношениях.
Под доверием эксперт подразумевает способность родителя поверить, что ребенок уже может справляться с чем-то в своей жизни.«Я имею в виду уважение к потребностям ребенка, какого бы возраста он ни был. Здесь не надо соглашаться на все его прихоти и следовать любым спонтанным желаниям. Тут необходимо уважать его отличия и чувства. День за днем получая такое отношение к себе, ребенок учится с уважением относиться и к другим, и к своим собственным желаниям, стремлениям», — говорит гештальт-терапевт.
По словам психолога, есть такое золотое правило родителя: не делай за ребенка то, что он может сделать сам. Подобным образом постепенно взращивается самостоятельность в быту.«Например, даже совсем маленькие детки могут сами раскладывать свои игрушки по ящикам или относить свои грязные вещи в корзину для белья. Старшие ребята же могут брать часть семейных обязанностей на себя», — перечисляет Наталья Плужникова.
Задача взрослого – сопровождать, помогать делать выводы, исправлять без жесткого осуждения и отвержения.«Иногда родителю быстрее и легче самому все сделать за ребенка, чтобы скорее отправиться отдыхать или переключиться на другое свое дело. Если такое становится системой, то ребенку будет сложно стать ответственным там, где ему не позволяют справляться и ошибаться. Ошибаться он, конечно, и будет, и должен, иначе не научится», — комментирует гештальт-терапевт.
Взрослые манипуляции
Как отмечает психолог, разумные взрослые намеренно не замышляют оставить ребенка при себе навсегда.
Среди мешающих формированию ответственности и самостоятельности воздействий на детскую психику можно выделить следующие: постоянные указания без учета детских интересов, регулярная жесткая критика даже при минимальных оплошностях, несправедливые наказания, унижение личности ребенка.«Они понимают, что дети растут для того, чтобы жить самостоятельно, а не продолжать историю своего родителя. Однако неосознанно создавать такие условия, чтобы подольше задержать возле себя, конечно, могут. Обычно этим увлекаются родители, у которых жизнь обеднена личными целями и стремлениями. Поэтому забота о ребенке выходит на первый план, а если он станет самостоятельным, то о ком же заботиться», — говорит Наталья Плужникова.
Ранее Тульская служба новостей писала, какие причины лени и можно ли стать энергичным человеком.«Даже постоянные ограничения вроде «тебе уже достаточно» приводят к тому, что у ребенка не формируется представление о своем «достаточно», а, следовательно, он не учится контролировать себя сам. Но я подчеркиваю про постоянство и устойчивость таких воздействий», — подытоживает гештальт-терапевт Наталья Плужникова.
-
Авито Работа и учебный центр Магнитогорского металлургического комбината объединят усилия в работе над повышением привлекательности технических профессий
-
RED Security: компании ЦФО стали одним из главных объектов DDoS-атак в 2024 году
-
Продукция агрохолдинга «Лазаревское» вошла в элиту товаров России
-
Что известно про сгоревший военный госпиталь в Туле: история здания от женского училища 1859 года до пожара 13 января 2025
-
Обязательно к просмотру - 366 дней за 6 минут: видеообзор 2024 года от ТСН24
-
Море плакало мазутными слезами: как туляк помогал ликвидировать последствия катастрофы в Анапе