Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости
Токсичная работа: как распознать и что с этим делать – мнение социолога

Социолог Шашкова рассказала, как справиться с токсичной атмосферой на работе

Токсичная работа: как распознать и что с этим делать – мнение социолога
Фото: Freepik.com

В условиях современного рабочего мира понятие «токсичность» стало актуальным как никогда. Что именно скрывается за этим термином, и как его распознать в своей профессиональной среде Тульской службы новостей рассказала кандидат социологических наук, доцент Института социальных и гуманитарных наук Тульского государственного университета Светлана Шашкова.

Как распознать токсичность на работе

Слова «токсичный человек» и «токсичные отношения» стали привычными, но как они применимы к профессиональной среде? Как объясняет Светлана Шашкова, эти термины впервые описала психолог Лилиан Гласс в своей книге «Вредные люди вокруг нас. Как с ними бороться?» (18+). По мнению автора «токсичные отношения» — это те, в которых отсутствуют поддержка, сотрудничество и взаимное уважение. Как подчеркивает социолог, такое определение вполне применимо к рабочему коллективу и его членам.

«Определение токсичности во многом зависит от личного восприятия каждого отдельного человека. Важно учитывать, что разные люди могут по-разному реагировать на одни и те же ситуации. Например, использование нецензурной лексики в некоторых коллективах может восприниматься, как нормальное явление, в то время как для других это будет явным признаком неблагоприятной атмосферы. Если вы пришли из более формального окружения, где подобное поведение считалось неуместным, то, скорее всего, столкнетесь с дискомфортом», — говорит Светлана Шашкова.

Также эксперт обращает внимание на культурные различия. Так, обращение по имени без отчества для некоторых сотрудников может восприниматься как неуважение, тогда как для других это норма.

«Даже обращение по имени без отчества — модель, которая пришла к нам из западных стран, многие люди воспринимают как неуважение — «Какая я тебе Елена, я тебе в матери гожусь?!». В общем здесь все зависит от того, какой смысл каждый конкретный человек вкладывает в понятие «токсичности», — объясняет эксперт.

Стоит ли менять работу из-за токсичных отношений

Решение о смене работы основывается на соотношении плюсов и минусов.

«Например, коллектив может быть не очень, но зарплата позволяет человеку вести тот образ жизни, который он пожелает, выплачивать ипотеку или кредит за машину. И зачастую бывает так, что и зарплата не слишком высокая, и работа не очень близко к дому, но человек привык к коллективу — все уже как родные. Другое дело, если на каждой работе человек попадает в «токсичный» коллектив. Вот здесь уже надо посмотреть на себя: не слишком ли я обостренно все воспринимаю, умею ли я выстраивать отношения с коллегами, что я могу сделать, чтобы исправить ситуацию или хотя бы научиться не так остро на все реагировать? Если проблема в вашем характере, то смена места работы ничего не решит. Но люди так устроены, что им проще во всем обвинить других, чем признать собственные ошибки», — говорит социолог.

Как продолжает специалист, прежде чем принимать решение о смене места работы, важно взвесить все риски. Подумать, насколько ваша профессия востребована, какие у вас навыки и как быстро вы сможете найти новую работу.

«Не стоит забывать о том, что даже если вы смените место работы, это не гарантирует улучшения ситуации, если проблема заключается в вашем восприятии», — резюмировала специалист.

Как справиться с токсичной атмосферой

  • Разговор с коллегами: иногда простое обсуждение проблем может помочь прояснить ситуацию и наладить отношения.
  • Постановка границ: четко определите свои границы и не позволяйте другим их нарушать.
  • Развитие эмоционального интеллекта: учитесь управлять своими эмоциями и реагировать на стрессовые ситуации более конструктивно.
  • Обратитесь к руководству: если ситуация становится невыносимой, возможно, стоит обсудить проблему с менеджером или HR.
  • Повысьте свою квалификацию: увеличение своей ценности для компании может помочь избежать нездоровой конкуренции и повысить шансы на карьерный рост.

Также Светлана Шашкова отметила, что работа — это не только выполнение обязанностей, но и взаимодействие с людьми. Создание здоровой атмосферы требует усилий с обеих сторон.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.