Тульский учитель-логопед Афонина рассказала, как подружить ребенка с домашними животными
Собака — лучший друг человека. Эти животные отличаются своей преданностью, однако не все люди готовы отплатить им той же монетой. К сожалению, бывает и так, что животных, не обязательно собак, мучают даже дети. Как же в таком случае должны реагировать родителям? И как привить любовь к животным маленькому человеку? Учитель-логопед Наталья Афонина рассказала, как подружить ребенка с питомцем, и что делать, если малыш намеренно мучает животных.
Животные и дети в мире
Жизнь большинства современных детей, описывает специалист, состоит из квартиры, детского сада, кружков, секций и вновь квартиры вечером. Порой, отмечает педагог, ребенку даже погулять некогда. Его торопят и тянут из одной бетонной коробки в другую, чтобы многое успеть: не отстать от дошкольной программы, выучить буквы и цифры, позаниматься иностранным языком.Для наглядности учитель обращается к статистике, согласно которой, достаточно редко домашних животных содержат в жарких странах, где большую часть времени дети проводят на природе. Это можно заметить, например, в Испании, Португалии, Греции. А вот в густонаселенных городах мира, том же Токио, количество домашних питомцев очень велико.«Торопясь объять необъятное, мы, взрослые, все чаще забываем о важном: любви, заботе и привязанности тоже нужно учить. В каменных джунглях домашние животные жизненно необходимы любому ребенку», — заявляет спикер.
«С маленькой оговоркой: в качестве домашних питомцев японцы предпочитают насекомых», - уточняет педагог.
Во Франции, говорит Наталья Афонина, нет ничего более естественного, чем завести ребенку хомяка. Этот друг у маленького француза появляется сразу после плюшевых игрушек. Своеобразный этап перед тем, как ребенок станет счастливым хозяином собаки или кошки.
«Кстати, именно Франция занимает первое место в Европе по количеству домашних животных. Питомца здесь содержит каждая вторая семья», - добавляет специалист.
Увы, подчеркивает спикер, когда дело касается нашей страны, все не столь очевидно.
Не каждый взрослый согласится на домашнего питомца. И родителей, говорит педагог, понять можно, у них своя правда: папы и мамы много работают, устают, да и за ребенком глаз да глаз нужен. Тем более если малыш имеет особенности.«Я работаю учителем-логопедом. Тема домашних животных всегда была популярна среди дошколят. Дети с удовольствием рисовали своих любимцев, составляли короткие рассказы о кошках, собаках, хомяках, аквариумных рыбках. Даже самые робкие и молчаливые ребята говорили, пересиливая себя. Уж очень хотелось поделиться! «Замечательный, самый лучший кот живет у меня дома! Слушайте!»», — делится опытом Наталья Афонина.
Собака — друг человека«А ведь именно в семье, где есть особенные дети, домашнее животное может помочь в решении многих проблем», — заявляет специалист.
Сегодня, отмечает спикер, большинство обывателей знает о дельфинотерапии или о удивительных результатах, которые дают занятия конным спортом. Конечно, найти дельфинов и коней не так просто, но, заявляет специалист, ежедневное общение с собакой доступно и не менее эффективно.
Несмотря на положительный эффект от наличия собаки в семье, многие опасаются заводить животное. Это объясняется тем, что невозможно предугадать, как питомец отреагирует на малыша, и сможет ли ребенок не мучить собаку.
По словам заводчика и хендлера Анны Аксеновой, собаки привыкают к кому угодно, главное — как вы их приучите.
Кроме того, многие убеждены, необходимо внимательно подходить и к выбору породы питомца.«Некоторые собаки, если в семье заводчика не было ребенка, не понимают детей, ведь малыши не умеют контролировать свои действия. К хаотичным взмахам рук и другим движениям, собаки не знают, как относиться. Это начинает настораживать питомцев, но они не будут кидаться на детей или вести себя агрессивно», — объясняет Анна Аксенова.
Как отмечают специалисты, собаки-компаньоны в первую очередь хорошо ладят с детьми. Их отличают преданность, дружелюбность, высокий интеллект, обучаемость и устойчивая психика. А вот охотничьи или служебные собаки для семей с детьми не подойдут.
Все же, заявляет учитель-логопед, собаки, с их цепким умом и способностью к дрессировке, ненавязчиво корректируют поведение ребенка.
Но и без специального обучения, уверяет Наталья Афонина, дружба между ребенком и собакой творит настоящие чудеса.«Их обучают подходить и класть голову на колени малыша за несколько мгновений до того, как он сорвется в истерику. Пять минут такого взаимодействия, и кроха успокаивается, справляется с эмоциями. Есть дети, которым трудно контролировать свои порывы, и это действительно опасно. На улице такой малыш бежит, не разбирая дороги. Его компаньоном становится специально обученный пес. Он упирается лапами в землю, притормаживает ребенка. Поводок в детской руке воспринимается своеобразным сигналом: натянулся — стой, там опасно», — рассказывает эксперт.
Дети и кошки«Летним вечером Соню с прогулки забирала мама. Очаровательный мопс Степа составил ей компанию. Женщина торопилась, а потому забыла привязать его у калитки. Реакцию детей нужно было видеть! Они обступили Соню, ее маму и, конечно, мопса. Каждый просил разрешения погладить. Ну хотя бы протянуть руку, — а вдруг лизнет? Как горели глаза у ребят! Особенные дети, из которых слова порой не вытянешь, сами задавали вопросы: «Сколько ему лет?», «А что он кушает?», «Почему хрюкает?». Мопс Степа одним своим появлением преодолел все их речевые зажимы и комплексы», — вспоминает учитель.
«Вы что-нибудь слышали о фелинотерапии?», - задает вопрос педагог. Это лечение кошками. О благоприятном воздействии кошачьих, добавляет спикер, очень интересно написано в книге «Айрис Грейс»: история особенной девочки и особенной кошки (6+).
По описанию Натальи Афониной, Айрис – ребенок с ранним детским аутизмом. Как и многие дети с этим диагнозом, она избегала прикосновений и объятий. Все изменила кошка, мейн-кун по имени Тула. Контактная и деликатная, она всегда находилась рядом с Айрис, умела предотвращать истерики девочки и помогала заснуть, хотя специально кошку этому никто не учил. Просто Тула действительно любила проводить время вместе с ребенком. Айрис полюбила гладить кошачью шерсть, а спустя три месяца после появления Тулы сама рискнула прижаться к маме.
Связь с природой«Может быть, именно эта особенная кошка показала ребенку: быть рядом совсем не страшно. Подумайте об этом. В конце концов, как шутят специалисты, домашний питомец – это единственный психотерапевт, который никогда не смотрит на часы», — отмечает учитель.
Большинство детей, уверяет педагог, любят животных. Для них питомец – это друг. Тот, о ком нужно заботиться и кого нужно оберегать. Рядом с питомцами дети чувствуют себя увереннее, взрослее и старше.
Делится учитель и ярким примером из практики. Совсем недавно, вспоминает спикер, воспитательница в группе принесла в детский сад кулек семечек. Во время прогулки семечки вместе с ребятами насыпали в кормушку. Целый вечер, затаив дыхание, дети наблюдали из окна. То ворона подлетит к кормушке, то воробей. Всем было так интересно, что отогнать малышей смогли только сгустившиеся сумерки. На следующий день с семенами пришли еще несколько ребят.«Даже если у вас нет возможности завести питомца, пожалуйста, не лишайте ребенка этой связи с природой. Покормите птиц во время прогулки, неважно будут это голуби на городской площади или утки в парке. Для детей это яркое впечатление. Они сильные, добрые и сумели позаботиться о других», — обращается Наталья Афонина к родителям малышей.
Как подружить ребенка с животным«Это ли не свидетельство: человек, даже маленький, тянется к природе», — подчеркивает педагог.
Ребенок, напоминает учитель, остается ребенком. Он еще многого не знает. Малыш абсолютно искренне гладит кошку от хвоста к макушке, просто потому что не догадывается: движение против шерсти — это неприятно. Он слишком крепко сжимает хомяка в ладони, потому что любит, а еще потому, что никто не предупредил: хомяк – это не игрушка-антистресс. Он хрупкий и нежный. Ему может быть больно.
По словам специалиста, у детей нет богатого жизненного опыта, а значит, вещи, которые очевидны для нас, взрослых, ребенку нужно объяснять.«Именно взрослые должны рассказать ребенку, как правильно взаимодействовать с животным. Не важно, ваш это домашний питомец или кошка Мурка, которая живет у бабушки. Заметили, что малыш делает что-то не то? Остановите и скажите: «Знаешь, я не думаю, что Мурке нравится, когда ее тянут за хвост. Посмотри, как она шипит. Расстроилась. Погладь ее, только ласково. Почеши за ушком»», — настаивает эксперт.
Наталья Афонина призывает не жадничать, а поделиться жизненным опытом. Проблем тогда не возникнет.«Это вам понятно, что кошка, которая забилась в угол, устала от суеты. Она не прочь вздремнуть и точно не хочет общаться. По мнению ребенка, киса играет в прятки. Значит, нужно ее найти и порадовать: «Вижу, вон ты где! Теперь прячься снова». Кончится тем, что найденная в восьмой раз кошка оцарапает малыша. Ребенок расплачется, крикнет: «Киса злая», а вы вздохнете: «Да, не вышло дружбы, не получилось». Хотя дело не в ребенке и уж точно не в кошке», — представляет ситуацию педагог.
Напоминает специалист и о том, что большинство детей учатся на примере значимых взрослых, то есть вас.
По словам эксперта, ваше искреннее восхищение героями — залог уважения и дружбы между ребенком и домашним питомцем.«Если кто-то в вашей семье позволяет себе пнуть кошку, чтобы не мешалась под ногами, не удивляйтесь, когда ребенок повторит ваш жест. И уж точно не бросайтесь обвинениями: «Какой ты злой, жестокий! Чем тебя кошка обидела?». Лучше измените свое отношение к животному, тщательно следите за словами и поступками, и все обязательно наладится», — уверена учитель.
Своим же дошколятам учитель часто приводит в пример семейную историю.«Читайте ребенку книги о животных. Вместе смотрите фильмы. Рассказывайте истории. «Белый Бим Черное ухо», «Пальма», «Хатико». Уверена, вы найдете еще не один пример, когда люди воспевают ум, верность и преданность домашних животных, их любовь к хозяину, человеку. Если вас восхищают эти истории, то и вашего ребенка они не оставят равнодушным», — настаивает Наталья Афонина.
После таких историй, уверяет Наталья Афонина, здоровый ребенок не будет мучить зверей. Он не пойдет выдергивать кошачьи усы и не привяжет банки к хвосту у собаки.Я была маленькая и вместе с родителями, братом и кошкой приехала на дачу. Папа повел нас погулять к дальнему пруду, а мама и кошка остались готовить обед. Мама вышла из дома, чтобы нарвать помидоров, подошла к теплице и услышала шум. По улице, оскалив пасть, мчалась овчарка. Тогда наш участок еще не был огорожен. Собака забежала на него, увидела маму, оскалилась, а мама испугалась и спряталась в теплице. Захлопнула дверь, сама дрожит и думает: «Если эта огромная собака прыгнет на пленку, — порвет! Порвет и на меня кинется. Страшно». А собака не успокаивается, лает, рычит, капает слюной и вдруг — ни с того ни с сего — воет. Это наша кошка Лиза не испугалась, вцепилась в собачью морду. Взрослый человек стоит в парнике и дрожит, а маленькая кошка его защищает. Отбежит на несколько шагов и снова на собаку кидается. Справа, слева, снизу подлезает, отвлекает от человека. Овчарка ее одним укусом разорвать может. Но кошка не прячется, не думает о себе. Ей маму спасти надо. Через пять минут подбежали хозяева собаки. Надели намордник. Оказалось, сторожевой пес сорвался с цепи, а то, что его участок закончился, не понял. Вот и кинулся на людей. Чуть беды не случилось. Собаку увели, а вечером мама рассказывала нам, вернувшимся с пруда, как маленькая кошка Лиза спасала не себя, а жизнь любимого человека.
Ребенок мучает животных специально
Отсутствие эмпатии можно наблюдать и у взрослых. Этим отличаются и некоторые дети, отношение к животным у которых, не меняется даже после длительных бесед, прочитанных о животных книг и просмотренных фильмов.В нашей жизни, отмечает спикер, случается всякое.
Время не стоит на месте и все меняется. Буквально сто лет назад, рассказывает логопед, люди относились к животным совсем по-другому. Даже ученые размышляли над тем, могут ли животные чувствовать и понимать хоть что-то. В попытках выяснить, кем же являются животные — роботами, запрограммированными природой или живыми существами, провели огромное количество исследований. Точки над «и» расставил эксперимент с зеркалом.«Знайте: если ребенок специально терзает животное, медлить нельзя. Покажите малыша специалисту. Опытный психолог разберется в проблеме, подскажет возможное решение. Не игнорируйте и не ждите. Конечно, каждая ситуация требует отдельного подхода, но разбираться точно необходимо», — настаивает учитель.
В заключение, педагог призывает беречь животных, учить этому ваших детей и жить с питомцами душа в душу. Это, уверена спикер, того стоит.«Удивительно, но кошки, собаки, обезьяны, слоны и многие-многие другие звери узнавали себя в зеркальной поверхности, понимали, что это не предмет, тень или какое-то другое животное, а именно они отражаются в стекле. Ученые посовещались и решили: звери действительно обладают тем, что в научных кругах принято называть сознанием. Но мы, обычные люди, трепетно говорим — душой. Это открытие изменило многое», — заявляет Наталья Афонина.
Ранее Наталья Афонина рассказала Тульской службе новостей, передается ли картавость по наследству, всегда ли в заикании виноват испуг, и как избавиться от проблем с речью.
-
«Авито» готовится выйти на рынок временной занятости
-
Крупные промышленные объекты строятся с применением систем ТЕХНОНИКОЛЬ
-
«РТКОММ» продлил акцию на оборудование MultiSimBox
-
Министр массовых коммуникаций Тульской области поздравил ассоциацию «Медиа Траст» с получением самой престижной награды в области радиовещания
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов