Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
21 ноября
Все новости Все новости Все новости
«Одна ошибка и все… ты больше не волшебник»: комедийный фокусник Игорь Чудаков рассказал о сложных трюках, вере в чудо и профессии иллюзиониста

Комедийный фокусник рассказал, как удивить даже взрослого

«Одна ошибка и все… ты больше не волшебник»: комедийный фокусник Игорь Чудаков рассказал о сложных трюках, вере в чудо и профессии иллюзиониста
Фото из личного архива Игоря Чудакова

Фокусы – чудо или обман? Для многих это будет философский вопрос, который при долгих дискуссиях так и не найдет ответа. Тульская служба новостей поговорила с комедийным фокусником Игорем Чудаковым, который рассказал о профессии волшебника.

Привет, меня вот зовут Люда, я журналист, а ты?

Я – Игорь, я – фокусник.

Как ты пришел к этой профессии?

Мой дядя занимался фокусами, и мне понравилось. Это было сначала хобби, а потом стало профессией.

Сколько тебе было лет, когда ты стал фокусником?

Если говорить о профессиональном плане, то в двадцать два. Больше десяти лет фокусы – моя профессия. Но познакомился с этой деятельностью двадцать пять лет назад. Изначально это было просто увлечением.

Дядя показал мне фокусы, и я нашел у него книгу, по которой можно было учиться делать трюки. Он мне разрешил ее забрать. Так я учился этому. Причем это были серьезные фокусы, не детские. Они удивляли, по-настоящему.

Получалось повторять?

Да. Поначалу удивлял родных. Помню, как мама удивилась, увидев впервые мои фокусы.

А какой был первый фокус?

Купюру рвешь, складываешь, разворачиваешь, а она целая.

И здесь есть какой-то секрет?

В каждом фокусе есть секреты.

Мы сегодня раскрываем эти секреты или оставим их за кадром, чтобы не отнимать у фокусника хлеб?

У фокусников есть правила хорошего тона – не раскрывать секрет фокуса. Он умирает, если зритель знает секрет. Как работает трюк, нам не надо знать, потому что фокус происходит в сознании. Люди додумывают того, чего нет. Правильный и хороший фокусник создаст такую обстановку, атмосферу, в которой люди поверят в чудо.

Ты как проводник в мир волшебства?

Да. Фокусник, как трамплин, а прыжок зритель делает сам.

Одним нравится фокус, как головоломка, а другим – ощущать момент исполнения трюка. Это нравится мне. Я сам эмоционально-чувственный, мне нравится ощущать момент магии. Когда получается фокус, я испытываю от этого удовольствие.

Перед интервью ты обмолвился, что еще и педагог.

Да, у меня высшее педагогическое образование.

На кого ты учился?

Образование – физическое воспитание дошкольников. Я не поступил в театральный, пошел в наш педагогический университет. Не пожалел, что так сложилось, очень классно было учиться.

Работал по профессии?

Ни разу.

А есть желание попробовать?

Нет, конечно.

То есть твоя профессия – это фокусник?

Да.

Сейчас модно быть программистом, маркетологом, айтишником, а ты осознанно занимаешься фокусами?

Я попал в профессию случайно. Я не думал, что можно заниматься фокусами профессионально. Когда я заканчивал институт, я задумался, кем хочу быть? Понимания тогда не было.

Знал, что мне нравится быть фокусником, но как это реализовать? Мне 20, живу в общежитии университета, зарабатываю в продажах. Тогда все там подрабатывали, но мне это не очень нравилось.

Как быть, ведь нет такого бюро, где принимают на работу фокусников. Объявления, что требуется фокусники, тоже на заборе не висят.

Тогда я решил пробовать официантом показывать фокусы, но я не хотел быть официантом.

Я случайно узнал, что моя подруга работает аниматором. Мы с ней разговорились, и я в шутку спросил: фокусники нужны? Она пообещала узнать.

И не прогадал, после меня взяли в ресторан, где я выступал, как фокусник. Подходил к разным столикам и показывал трюки, за это мне платили. Тогда я подумал: «Ничего себе, как круто, так бывает?». Я начал активно развиваться в этом деле, и меня стали приглашать на разные мероприятия.

Откуда переехал в Тулу?

Я из Киреевска. Переехал в Тулу, когда поступил в университет. Киреевск – столица фокусников. В Туле три фокусника, два из них из Киреевска. Город чудес. Там без веры в чудо не проживешь.

Как семья отреагировала на то, что ты решил стать фокусником?

Я не помню, но никто никогда не противился, всегда все были довольны.

То есть критики, что выбрал несерьезную профессию, не было?

Это мне в университете так говорили. Мой научный руководитель как-то встретила меня в филармонии: «Игорь, чем занимаешься? Фокусами?» Я говорю – да. Он в ответ: «А родители, как реагируют?». Я говорю – гордятся. И он смирился.

Меня поддерживает вся семья. Вместе с дедушкой мы делали мне реквизиты. Дядя активно поддерживал.

Совсем недавно мы с ним вместе выступали. Сначала он меня всему учил, а теперь я его научил новому формату. То есть мы вместе, в одном формате выступали на сцене.

Ты говорил, что все фокусы уже давно прописаны. А какие фокусы ты придумываешь сам?

Не все фокусы придуманы. Придуманы эффекты, а подача трюка меняется каждый раз. Это творческая сторона профессии. Базовых фокусов около 12 – смена формы, исчезновение, левитация – а как ты их преподнесешь, уже абсолютное творчество, на что у тебя хватит фантазии.

Раньше было сложнее, потому что было мало источников. Сейчас легче, трюки можно подглядеть в Интернете, но ты очень сильно распыляешься.

Почему начинающим фокусникам тяжело? Чтобы фокус получился, ему надо научиться. Его нужно отрабатывать, пока он не получится с закрытыми глазами. Но здесь тоже непростая задача. Фокусник тоже человек, а людям свойственно терять интерес. Когда загадка раскрыта, когда фокус понятен, то интерес к его исполнению может теряться.

Есть гениальные секреты в фокусах, при выполнении которых даже сам фокусник приходит в удивительный восторг. Никогда бы не подумал, что это так работает. Я этим очень вдохновляюсь.

Часто бывает такое, что секрет достаточно простой, и он тебя совсем не удивляет. Если ты своим сознанием перестал удивляться, тогда не получится впечатлить других.

В этом плане очень сложно учить детей фокусам. Я пробовал их тренировать, но это очень сложно. Когда дети узнают секрет чуда, появляется такое чувство, как будто ты предаешь их в этот момент. Это как сказать, что Деда Мороза не существует. А они хотели верить в чудо, но ты лишаешь их этой возможности. В этом состоянии ты заставляешь ребенка репетировать из раза в раз, чтобы фокус получался, от этого ребенку тяжело психологически. Когда ты видишь волшебство – ты хочешь его ощущать. Получается, ты им говоришь, что это не чудо, это техника, и все намного проще, чем они себе представляли. Тут они теряют интерес.

Какие фокусы точно приводят в восторг?

Важна подача. Особенно с детьми. Для них чудо – это нормальное явление. Если ты им говоришь, что сейчас что-то исчезнет, и это исчезает – им будет неинтересно. Чтобы завладеть вниманием зрителя, важна интрига – не только, как ты показал фокус, но и как преподнес.

Если ты умеешь хорошо рассказывать историю – ты романтический фокусник. Люди реагируют на эмоции, когда им страшно.

Какое амплуа у тебя?

Мне нравится юмористическое направление. Я выступаю в комедийном жанре. Я люблю подшутить над собой, удивляясь вместе со зрителем.

Были ли случаи, когда фокус не получился или что-то пошло не так? Как выходил из этой ситуации?

Каждое выступление что-то идет не так. Главное, чтобы люди не догадались. Я стараюсь все перевести в шутку. Иногда я даже специально ошибаюсь.

Как отрабатываешь фокус?

Я готовлюсь. Есть фокусы, которые пока ты не отрепетируешь, выступать с ними нельзя. В них нет права на ошибку, но есть трюки, в которых ошибки добавляют антуража.

Сейчас я готовлю фокус с новым реквизитом, я его репетирую с февраля. Еще ни разу не показывал.

Если мы говорим про искусство иллюзий, одна ошибка и все… Ты больше не волшебник. Фокусник должен с легкостью показывать трюк.

Были ли какие-то опасные фокусы?

Раньше показывал, сейчас нет.

Какие это были фокусы?

Это были серьезные, даже экстремальные трюки. Я понял, что их нельзя показывать неподготовленной публике.

У нас культура фокусов не развита, порой люди не понимают, что это может быть, правда, опасно. В самом ответственном моменте могут не обратить внимание на твои слова, воспринимая это, как шутку.

Или мы, бывает, выступаем на каком-нибудь дне рождения. Гости уже слегка выпившие, расслабленные, не могут воспринимать информацию серьезно. Такие трюки нужно делать на подготовленную публику, которая пришла в зал смотреть фокусы и быть вовлеченным в процесс.

Есть ли фокусы, которые легко освоить?

Работа фокусника требует времени. Он должен обладать большими компетенциями, доведенными до автоматизма. Это нужно, чтобы работать с трюками и показывать их в экстремальной среде.

Я замечал, что российская публика очень хочет, чтобы у тебя не получилось. Они изначально не хотят тебе верить. Они пытаются тебя всячески раскусить. Есть такое ощущение, что у нас фокусник – это обманщик.

В Америке, допустим, даже нет слова фокусник. У них есть magician – это волшебник. У нас фокус – это обман. У них фокус – это волшебство.

Это легко понять по старшему поколению. Если ты показываешь фокусы взрослым, они часто смотрят с недоверием. У меня был случай, когда я во дворе детям начал показывать фокусы. На меня чуть не вызвали полицию.

Это яркий пример недоверия.

Для исполнения даже простого фокуса необходимо много навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. В момент исполнения трюка фокусник взаимодействует с публикой, нет времени смотреть на пальцы и контролировать исполнение. Ты просто жестикулируешь, ты не обращаешь внимания на то, как ты это делаешь.

Если давать совет начинающим фокусникам: лучше показывать простые трюки, но, чтобы они получались легко.

Казалось бы, чем сложнее фокус, тем он должен быть эффектнее, но если ты сильно сосредоточен трюке, то должного чуда не получится.

Ты должен репетировать больше 500 раз, чтобы фокус для тебя стал легким.

Программа составляется от простого к сложному?

В твоем номере все фокусы должны быть простыми для тебя, потому что они уже отработаны. Это не значит, что они не эффектны.

Стоит отметить, что сложность в исполнении фокуса бывает разная. Где-то она связана с мелкой моторикой, а где-то с психологией.

Ты должен уметь внушать. Это тоже сложный фокус. Руками ты ничего не делаешь, но ты должен заставить поверить в чудо.

Поэтому брать в программу нужно те фокусы, которые получаются стабильно, тогда будет эффект на зрителя.

Еще ты должен любить свои фокусы. Они должны тебя так же удивлять, как в первый раз. Те фокусы, которые тебя самого не удивили, сложно показывать.

Есть ли фильмы про фокусников, которые стоит посмотреть, чтобы познакомиться с этой профессией?

На память могу назвать кинокартины, которые смотрел я: «Престиж», «Иллюзионист», «Иллюзия обмана», «Фокус» – но ни один из них не отражает реального положение дел. Лучше посмотреть выступления Дэвида Копперфильда. У него есть несколько классных программ. Для знакомства с профессией я бы выбирал эстрадные выступления, где ты чувствуешь волшебство.

Как фокусы помогают в жизни?

Когда ты приходишь в компанию, ты сразу интересен.

Моя профессия помогает мне ломать границы, но именно в компании. фокусы один на один сложно показывать.

Почему?

Потому что люди хорошо заряжаются эмоциями друг от друга. Один удивился сильно, второй испугался, третий посмеялся. И у них цепная реакция идет. В фокусах важны эмоции.

Что для тебя фокусы одним словом?

Это игра.

Фото из личного архива Игоря Чудакова. 

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.