Close
plug
Лента новостей
20 сентября
Все новости Все новости Все новости
В Тульской области жители восстанавливают старинный храм: он расположен в уникальном месте – на самой «макушке» Среднерусской возвышенности

В Тульской области в самой высокой точке Среднерусской возвышенности жители своими силами восстанавливают храм

В Тульской области жители восстанавливают старинный храм: он расположен в уникальном месте – на самой «макушке» Среднерусской возвышенности
Фото: Сталкер Знахарь

Тульская служба новостей совместно со сталкером с ником Знахарь продолжает серию материалов об исторических заброшках региона. На этот раз сталкер отправился на «макушку» Среднерусской возвышенности. Именно в Тульской области, а именно в селе Раево Тепло-Огаревского района, находится самая высокая точка возвышенности – 293 метра над уровнем моря. В Раево расположен храм Богоявления Господня, имеющий богатую историю.

 ***

 Свое повествование Знахарь начинает стихами. Места, говорит, навеяли...

«Забвению предался лишь однажды

Тот храм, что выше всех давно стоит.

Но видит Бог, что люду очень важно,

Кусочек рая здешний сохранить.»

История

Село Раево основано ориентировочно в 17 веке. Оно расположено на водоразделе рек Оки и Дона, в 90 верстах от Тулы и 37 верстах от уездного города Черни. Положение села располагается на возвышенном месте, окруженном когда-то красивейшими лесами. 

Сохранилась межевая книга Чернского уезда за 1679—1680 года, в которой описывались земли у села Раево. 

«…под Плавским и Раевским лесом от Живого колодезя и от Раевского лесу к Рогатому лесу …по Скороденской дороге через Филиппово озеро к Осинову кусту к Плотову лесу, и от Плотова леса к верховью речки Плавы и вверх по Плаве к тому ж Раеву лесу …» 

По словам Знахаря, в Тепло-Огаревском районе он познакомился с местным краеведом из соседней с Раево деревни Валентиной Николаевной Колбасовой. Она уже давно воссоздает исторические события, связанные с этими местами.  

«Здесь в основном и жили казаки, которые охраняли границы-рубежи в Чернском уезде. В Раево давали казакам землю, но потом они пропивали или продавали эти земли священнослужителям. Поэтому приход церковный – это 123 десятины земли. Это много! По тем временам владельческая десятина – 1,5 гектара. Церковь с одной стороны была богатая, а с другой стороны, поскольку священники были не очень заинтересованы в этой земле, то и урожая она почти не давала, и жили они только на одну требу», – рассказывает краевед.

Ежегодно 1 августа в Раево проводилась губернская ярмарка. В этот день сюда привозили товары из многих городов: Белева, Черни, Крапивны, Ефремова, Епифани и др. На поляне для развлечений устанавливались качели, карусели, проводились гуляния.

Через село проходила Ефремовская дорога. Местами для удобства она была отсыпана камнями. 

Базары проводили каждое воскресенье. Население окрестных сел, деревень и городов продавало излишки продукции, гончарные изделия, молодняк животных, сельскохозяйственные орудия и другие товары. 

Как закладывался храм

«Вообще церковь решило построить местное население – крестьяне. Храм был построен из крупного дубового леса, грубой отделки, в 1769 году. Маленькая была. И когда построили колокольню, она стала сильно давать течь и заливать. Все время было сыро и холодно. Печи не грели. Не все вмещались в церковь, когда был какой-то праздник», – рассказывает краевед. 

Впервые о строительстве каменной церкви в селе Раево заговорили в 1827 году. 18 сентября приходские люди решили на собственные накопления и без содействия «наших господ», отстроить каменный храм. Они написали необходимое прошение Епископу Тульскому и Белевскому Дамаскину.

Подписали прошение староста помещика генерала Павла Алексеевича Раецкого —  крестьянин Влас Спиридонов, староста помещика Павла Александровича Абрескова — Василий Демидов, староста помещицы Марьи Алексеевны Ивановой — Конон Степанов и за остальных — тульский мещанин Никифор Иванович Аготькин по личному их прошению.

«За неумением грамоте и писать по личному их прошению тульский мещанин Никифор Иванович Аготькин руку приложил».

Заверил все написанное священник Троицкой церкви благочинный Петр Благосклонский. В данном прошении люди попросили дозволения колокольню и трапезную старой церкви снести и поставить близ храма на высоких столбах обитых тесом, потому что колокольня не соответствует зданию церкви — весьма низка и узка. Да и сквозь находившихся в ней окнах, при сильных ветрах и дождях бывает течь.

В прошении было отказано, а в 1832 году было разрешено провести ремонт в старой церкви. Но желание построить каменную церковь народ не оставил, и в 1849 году начинается сбор денег именно с крестьян на строительство каменного здания.

27 января 1852 года помещик штабс-капитан Валериан Иванович Железников направил прошение в Тульскую консисторию (учреждение при епископе по управлению епархией) о разрешении начать строительство каменной церкви по прилагаемому плану и фасаду. 

DSC09093.JPG

Известно, что за два года на строительство церкви было собрано 4 198 рублей и 62 копейки серебром, из которых 2 800 рублей положили в Московский опекунский совет под проценты. На оставшиеся средства приобрели материалы — 120 000 штук кирпича, 140 четвертей извести, 77 кубических саженей бутового камня, 11 50 саженей цокольного камня и 16 саженей песка. 

16 мая 1852 года в консистории был заслушан рапорт священника Стефана Попова о заготовке материалов и строительной комиссии, после чего был утвержден указ Тульской Духовной Консистории об утверждении плана и фасада каменного здания Богоявленской церкви в селе Раево. 

25 мая 1852 года произведена закладка храма, о чем Благочинным Стефаном Поповым был составлен рапорт.

Завершено строительство церкви было в сентябре 1864 года.

В 1877 году в трапезной, с южной стороны, устроен второй престол во имя Почаевской Божьей Матери на средства местного попечительства, а еще через год была устроена круговая каменная ограда.

31 октября 1878 года Церковно-приходской попечительский Совет постановил устроить при Богоявленской церкви колокольню. Было назначено собрать от каждой приходской души мужского пола по 50 копеек. Для этого в каждой деревне и в каждом сельце проводились сходы жителей, на которых волостной старшина в присутствии всей паствы читал протокол Церковно-приходского попечительства. Строительство колокольни шло полтора года. 

16 июня 1898 года начато устройство отопления, полов, постройка тамбуров ко всем трём дверям и утепление окон. Работы выполнял Серпуховский купец и подрядчик строительных работ Иван Кириллович Кульков. 23 декабря 1898 года работы были завершены.

«Когда построили уже каменный храм, он 30 лет был без отопления, здесь был холод, окна были сделаны очень плохо, дырявые. Так было до 1898 года. Здесь был староста, Василий Пылаев. У него имелся небольшой участок земли. Булаев заключил с Серпуховским купцом Иваном Кирилловичем Кульковым договор о том, что он приедет и сделает тут отопление. Сначала консистория была против, так как нет денег. Но были документы, где есть решение, в связи с тем, что на тех землях было в основном мужское население, то только с них и осуществляли сборы, по 20 — 50 копеек на строительство колокольни и другие нужды. Помещик сказал, что «Если не хватит денег на строительство, то я заложу свою землю.» У него было 32 десятины.

Но купец Кульков приехал, посмотрел, и потом привез своих каменщиков и плотников. Они переделали окна, вставили стекла. Сделали к каждой двери тамбуры с дверями, чтоб тепло сохранять. Они настелили полы, потому что их тоже 30 лет не было. Здесь был земляной пол. Настелили каменный пол в алтаре, и цементом залили в храме. И в трапезную он привез старую плитку и выложил там полы. Плитка была выпущена Орловским заводом. До самой колокольни, до дверей, – рассказывает краевед.

2 января 1899 года было представлено удостоверение инженера о прочности и доброкачественности означенной работы. Устройство цементных полов завершили в июне того же года.

При храме находились деревянная часовня для хранения церковной утвари и сторожка для караула. Церковь имела 5,5 десятин усадебной земли,  17,5 десятин и 1496 квадратных саженей пахотной, сенокосной, под кладбищем и большой дорогой с выгоном (прим. десятина равна 2400 квадратным саженям или 1,0925 гектара).

Причт храма в Раево состоял из двух священников, трех псаломщиков и одного диакона.

Дома священнослужителей были построены на церковной земле. Определенного пособия священнослужители не получали, жили за счет исполнения требы, поэтому содержание их было посредственное. 

«В пяти километрах есть населенный пункт Большое Минино. Эту землю выдали за битву с Турцией с Крымом помещику Минину.  Он с сыном обустроил свое селение. Потом уже крестьян приобретали. Это был 1660 год. Здесь проходил Ефремовский Тракт, он шел со стороны Ефремова, через село Раево, на Плавск и на Киев. И вдоль этой дороги и строились населенные пункты», – продолжает рассказ знаток этих мест. 

DSC09117.JPG

С 1881 года при храме работала церковно-приходская школа. 

Закрыли церковь в 1939 году. 

«Во время войны немцы были в Покровском. Здесь они прошли мимо, но на колокольне был наш пулеметчик. А так, церковь использовали как склад зерновых», – говорит краевед. 

Сталкер Знахарь называет Богоявленскую церковь редким образцом русской культурной архитектуры:

«Поговаривали, что, забравшись на колокольню, можно было увидеть маковки тульских церквей, хотя расстояние, если смотреть по прямой, на вскидку 80 км. Неудивительно, ведь храм располагается на самой высокой точке Среднерусской Возвышенности – 293 метра над уровнем моря. О примечательности этих мест можно рассказывать много. Хоть колокольный звон и стих здесь еще в тридцатых годах прошлого столетия, но усилиями местных жителей и небезразличных людей, храм потихоньку восстанавливается». 

Архитектура

Церковь Богоявления Господня построена в русско-византийском архитектурном стиле. Кирпич – красный, декорный орнамент – из белого камня и кладки вокруг окон и проемов по коньку первого этажа. Основной объем имеет форму двухэтажного четверика с пятью барабанами, на которых были установлены купола, по левую сторону — полукруглая апсида. Куполов было пять — центральный и четыре угловых поменьше, ни один не сохранился. Трапезная — по правую сторону от центрального входа, с арочными окнами декорированными белым камнем.

Колокольня примыкает к трапезной, трехъярусная, купол колокольни не сохранился. Центральный вход — арочный, по обеим сторонам от двери имеются большие арочные окна. Внутренняя отделка сохранилась лишь частично, фрески и росписи – в большем количестве.

DSC09058.JPG

Легенды и воспоминания 

«Одно из воспоминаний гласит, что на строительство храма с каждого двора собирали куриные яйца — для придания крепости раствору», – рассказывает Сталкер.

Одна из легенд гласит, что одному местному жителю оторвало руку во время войны. Всё бы ничего, да только во время революции он активно участвовал в разорении Богоявленского храма.

Еще одна жительница рассказала, что возле церкви были два здания – школа 7-летка и больница. Сейчас от них остались лишь фундаменты. Но, уверяет, образование в этой школе давали такое, что после выпуска сразу принимали в московские техникумы!

«Под храмом располагается подвальная система. Найти ее сейчас не представляется возможной. Однако подземный путь вел в направлении двух дорог – к старому колодцу и к дому священнослужителей. Ни колодца, ни дома уже в помине нет. А легенда жива, как и сохранившийся подвал», – говорит Знахарь.

Настоящее

Главные меценаты храма – сельхозпроизводители Андрей Фитисов и Владимир Федотов. Они, рассказывают местные, помогают стройматериалами и финансами. Просят назвать и имя мастеров — Николай Татаринов, Александр Трошин и Александр Ковылкин — «простые мужики, возвращающие к жизни храм».

14 сентября 2024 года местные жители отпраздновали 160-летие храма Богоявления Господня.

В этот день, молебен с водосвятием и панихиду в храме отслужил клирик Свято-Иверского храма поселка Теплое иерей Алексий.

5415902586176921608.jpg

Десятки людей пришли в церковь из близлежащих населенных пунктов.

«Кажется, так нечасто бывают люди на службе, а к разоренному храму почему-то тянутся всё больше, все роднее становится он их душе», – замечает сталкер.

Приготовили жители силами нескольких сельских Домов культуры и концертную программу.

5429329813585389065 (1).jpg
DSC09033.JPG
DSC09041.JPG
5429329813585389064 (1).jpg

Краевед, Валентина Колбасова рассказала собравшимся об истории храма.  

«В настоящее время, руками неравнодушных жителей постепенно и не спеша восстанавливается храм Богоявления Господня. Время от времени здесь проводятся молебны, приезжает много людей. Кто-то приносит в дар иконы, кто-то оставляет деньги на ремонт. Некоторые помогают стройматериалами и техникой. Старинный храм преображается и оживает на глазах. Надеюсь, что рано или поздно, храм будет полностью восстановлен, а приток верующих и туристов будет с каждым годом расти!

Мы по праву должны гордиться тем, что нашему Тульскому краю, селу Раево, Тёпло-Огарёвского района «выпала честь» иметь такое культурное и выгодное историко-географическое положение! Самая высокая точка Среднерусской Возвышенности именно у нас, 293 метра над уровнем моря!», – говорит Знахарь.

Также путешествие сталкера доступно в видеоформате.

 Другие материалы об исторических заброшках Тульской области читайте по ссылке

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.