Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
24 ноября
23 ноября
Все новости Все новости Все новости
«Если не тратить всё сразу, деньги могут даже остаться»: когда нужно знакомить ребенка с миром финансов, и должны ли родители выдавать карманные средства детям

Эксперты рассказали тулякам, должны ли родители давать детям карманные деньги

«Если не тратить всё сразу, деньги могут даже остаться»: когда нужно знакомить ребенка с миром финансов, и должны ли родители выдавать карманные средства детям
Фото: Тульская служба новостей

Когда должно начинаться знакомство ребенка с миром финансов? Стоит ли давать детям карманные деньги? Можно ли контролировать их расходы? Полезна ли подработка для подростков? Какие лайфхаки существуют для родителей? Об этом в материале Тульской службы новостей рассказали психолог, гештальт-терапевт, тренер первой ступени по гештальт-терапии в Туле, представитель МИГиП в Туле Наталья Плужникова, учитель математики Школьного Университета «Синергия» Олег Германович, инвестор и основатель инвестиционной компании «Лига Инвесторов» Евгений Ходченков.

Как знакомить ребенка с финансами

Как объясняет преподаватель математики Олег Германович, знакомство детей с финансовой грамотностью начинают в 5-6 лет. 

«Именно в этом возрасте они понимают, что такое обмен, и с помощью игр совершают свои первые «покупки». В 9-10 лет ребенок уже может откладывать средства и записывать траты. Важно научить его планировать расходы», — говорит эксперт.

Поэтому, по словам спикера, необходимо привлекать ребенка обсуждать семейный бюджет.

Психолог Наталья Плужникова отмечает, что правильно научить работать с финансами можно и через свой пример. 

«Вы можете вовлекать ребенка в обсуждение семейного бюджета, рассказывать ему, как планируете или обдумываете траты, считаете, сколько потратили, заранее продумываете что-то на следующий месяц. Если это подростки или дети постарше, то можно делиться сложностями, чтобы они понимали, что распоряжение деньгами – это аналитический труд», — рассказывает специалист.

Важно, по мнению психолога, говорить с детьми простыми словами: рассказывать про разные вид работ, про зарплату, про то, что деньги не падают с неба.

Должны ли быть у ребенка карманные деньги

«У ребенка могут быть карманные деньги, и тут уже родители решают, в каком объеме они будут их выделять. Зачем? Основной ответ – за тем, чтобы научиться пользоваться этими деньгами. В нашем мире финансы – это важная часть жизни. Деньги являются тем инструментом, которым пользуются все взрослые. Поэтому карманные средства — тренажер, на котором дети могут осваивать человеческие отношения, связанные с деньгами», — говорит психолог Наталья Плужникова.

«Карманные деньги – важный элемент финансовой грамотности. Благодаря средствам на карманные расходы ребенок учится самостоятельно выбирать, потратить ли ему сегодня деньги или начать копить на что-то дорогое, например, велосипед. Важно, чтобы средства выдавались стабильно и регулярно, это позволяет детям планировать свои расходы и не тратить все за один день», — объясняет преподаватель математики Олег Германович.

«В 2024 году даже младшие школьники знают, что такое криптокошелёк, поэтому важно не просто читать лекции, а дать им самим сыграть в эту «игру». Пусть сами пробуют делать свои первые «финансовые шаги». Карманные деньги — это первая инвестиция в ребёнка в буквальном смысле. Начинаем с малого: даём ребёнку фиксированную сумму и наблюдаем, как он справляется с этими первыми финансовыми «инвестициями». Карманные деньги — это не просто возможность купить новый набор LEGO, это его первый личный «бюджет». Если ребенок ухитряется спустить всё за два дня, это сигнал, что вы растите либо будущего миллиардера, либо того, кто будет постоянно искать деньги на кофе. Обычно дети, которые с раннего возраста распоряжаются карманными деньгами, на 50% реже попадают в долговые ямы, когда вырастают», — рассуждает инвестор Евгений Ходченков.

Как ребенку получить карманные деньги

Как отмечает Наталья Плужникова, карманные деньги ребенку должны именно выделяться.

«Здесь родители должны сами определиться с конкретной суммой, ориентируясь на свой бюджет. Условия жизни в каждой семье уникальны, это и нужно объяснить ребенку. Поэтому дочери или сыну можно сказать: «Мы считаем правильным давать тебе карманные деньги в таком размере, а получать ты их будешь по следующим дням». И здесь же можно договориться о том, как ребенок попытается их потратить», — рассуждает психолог.

Бывают и такие ситуации, что карманные деньги ребенок потратит раньше срока. Что делать тогда?

«Желательно не давать дополнительные деньги, если он уже потратил выделенное. Здесь дело именно в ваших с ребенком договорённостях. Благодаря и таким ситуациям он обучается. Со временем ребенок поймет, что необходимо обдумывать траты и где-то поднакопить, а не совершать импульсивные покупки. А задача родителя – помочь ему в этом понимании. Взрослые должны остаться с ребенком и пояснить, что он только учится пользоваться деньгами, а свои траты необходимо планировать. Родителям важно поддерживать детей эмоционально, подкрепить позицию растущего и осваивающего этот навык человека, а не ругать за неумение распределять свои доходы», — объясняет Наталья Плужникова.

Контролировать траты

По словам психолога, родители часто спрашивают, а могут ли они контролировать, на что ребенок тратит карманные деньги. Ответ специалиста – нет.

«Родители выдают ребенку деньги, и это уже его собственность. Дети учатся пользоваться ими, а семья старается доверять друг другу. Безусловно, заранее стоит обговорить, на что они могут быть потрачены. Родителям необходимо с уважением относиться к вкусам и выборам своего ребёнка, если это остаётся безопасным для него», — отмечает Наталья Плужникова.

Карманные деньги могут стать отличным инструментом, если у родителей ограниченные возможности в финансовом плане, добавляет эксперт.

«Можно объяснить ребенку, если ты хочешь чего-то более дорогого, то ты можешь начать копить. Я буду тебе помогать, и мы будем вместе двигаться в это сторону», — рассказывает психолог.

Специалист настаивает, что карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это стабильная сумма, которую ребенок получает, и учится ей пользоваться. 

Поощрение за учебу или домашние дела

«Лучше не поощрять ребенка деньгами за оценки, потому что он учится в первую очередь для себя. Детям важно объяснить, что любое обучение – польза, развитие, формирование важных видов мышления, которые обязательно пригодятся в будущем. На учебе ребенок получает опыт взаимодействия с одноклассниками и другими взрослыми. Нужно помогать детям в этом утверждаться и проводить много подобных бесед», — рассуждает Наталья Плужникова. 

Что касается домашних обязанностей, то семья – это совместный быт. Если у ребенка есть закрепленные за ним задачи дома, то это точно не стоит поощрять дополнительно, добавляет психолог.

«Мне кажется, что допустимо какое-то денежное вознаграждение в особенных случаях, где ребенок очень хочет сам помочь. Это дела или функции, которые не являются для детей их ответственностью. Однако они берут на себя больше по своему желанию. А в рамках учебы, если ребенок занимался на 3, а потом сам вытянул на стабильную 4, то это повод его поощрить. Родители должны оценивать усилия ребенка, а не субъективный результат», — отмечает Наталья Плужникова.

Детские банковские карты

Как говорит преподаватель математики Олег Германович, использование карты не создает у ребенка ощущение физической траты денег. Поэтому, по его словам, дошколятам рекомендуется завести копилку, родителям стоит учить их мелким покупкам. А потом уже выдавать 100–200 рублей еженедельно.

«Карта предотвратит потери наличности, позволит родителям полностью контролировать траты посредством приложения и блокировать мошеннические действия. Платежное средство выпускается дополнительно к родительской карточке, расходы лимитируются. Получение паспорта предоставляет подростку право распоряжаться счетом самостоятельно. Открытие согласовывают родители», — рассказывает Олег Германович. 

По словам Евгения Ходченкова, детей лучше сразу учить не залезать в долги. 

«С 10 лет можно начинать разговор о банковских продуктах, лучше с простых дебетовых карт. Тут важно показать ребёнку главную магию финансового мира: если не тратить всё сразу, деньги могут даже остаться. Правда, дети всё же лучше понимают этот принцип, когда дело доходит до сладостей. Приложения, которые отслеживают расходы, помогают им увидеть, куда улетает их маленький капитал, и с ужасом осознать, что на конфеты за месяц можно было бы купить что-то более осмысленное», — рассказывает инвестор.

По мнению эксперта, детская банковская карта — первый шаг к финансовой самостоятельности. С ней ребенок не только учится управлять деньгами, но и чувствует себя взрослее. 

«Он начинает понимать, что деньги не появляются из ниоткуда, а требуют умного подхода. А если что-то пошло не так, всегда можно обсудить, на что ушли средства, и провести урок по финансовому планированию. Это не только удобство, но и безопасность. С помощью карт можно легко отслеживать расходы и устанавливать лимиты. Родители отмечают, что карты помогают избежать ситуаций, когда ребёнок теряет деньги или тратит их на ненужные вещи. К тому же, вы всегда будете знать, на что именно тратятся средства, и сможете вовремя подправить курс. И если ребёнок вдруг решит потратить всё, вы сможете вовремя нажать на тормоза», — рассуждает Евгений Ходченков.

Как отмечает специалист, это уроки ответственности на практике, ведь детская банковская карта — это не просто способ оплачивать покупки, но и мощный инструмент для обучения. 

«По статистике дети, которые пользуются банковскими картами с раннего возраста, в будущем на 40% лучше справляются с управлением своими финансами. Это и не удивительно: научиться отличать нужное от ненужного и следить за балансом проще, когда у тебя есть реальные деньги. И, конечно, когда ребёнок видит, как его средства уменьшаются, он начинает лучше понимать, что деньги не растут на деревьях, а требуют продуманного подхода», — рассказывает инвестор.

По словам эксперта, карты позволят избежать классических споров: «Мама, мне нужно это!» или «Папа, я обещал другу купить что-то». 

«Когда у ребёнка есть своя карта, он сам решает, на что потратить деньги. И вы, как родитель, освобождаетесь от необходимости постоянно разбираться в его финансовых потребностях. Меньше споров, больше самостоятельности — идеальная формула», — говорит Евгений Ходченков.

Как отмечает специалист, оформление карты – это и про подготовку к взрослой жизни. Дети, использующие их, проще адаптируются к финансовым реалиям взрослой жизни. 

«Детская банковская карта — это не просто мимолетный тренд, а важный шаг в финансовом образовании. Да, возможно, вы увидите, как ваш ребёнок накапливает на покупки, которые вам кажутся ненужными, но это часть процесса. В будущем он скажет вам спасибо за то, что вы научили его управлять деньгами с умом. А пока можете просто наслаждаться тем, что ваша финансовая «инвестиция» постепенно превращается в успешного управленца собственными финансами», — утверждает инвестор. 

Нужно ли ребенку знать про инвестиции и криптовалюты

Инвестиции — это не волшебная лампа, но есть потенциал, отмечает эксперт.

«Объяснить ребёнку, что такое акции, можно на примере его любимой компании. «Ты любишь iPhone? Как насчёт того, чтобы стать совладельцем Apple?» Глаза загорятся, и вот он уже спрашивает, когда его первые дивиденды. Всё просто: вместо того, чтобы потратить 1000 рублей на бесполезные мелочи, предложите вложить их в акции компании, которая ему нравится», — рассуждает Евгений Ходченков.

По мнению спикера, в 2024 году молодёжь — новый драйвер фондовых рынков. 

«Средний возраст новых инвесторов — 24 года, но многие начинают гораздо раньше. Почему бы и вашему ребёнку не попробовать, вдруг вырастет новый Уоррен Баффет», — говорит эксперт. 

Что еще может стать для ребенка стимулом к росту капитала?

«Предложите ребёнку «добавку» за его сбережения: за каждую тысячу рублей, которую он отложит, вы добавите ему 500. Это, как мини-версия бонуса на депозите, но только с любовью. Вдруг, когда он подрастёт, вам не придётся беспокоиться о своём будущем — он сам обеспечит и вас, и себя, как опытный инвестор», — рассуждает Евгений Ходченков.

По словам инвестора, горячей темой среди молодежи в 2024 году являются и криптовалюты.

«Каждый пятый подросток уже хотя бы раз пробовал инвестировать в крипту. Объясните своему ребёнку, что биткоин — это, конечно, интересно, но нужно подходить с умом. Пусть он поймёт, что «to the moon» бывает не всегда, а вот «все потерял» — вполне вероятный сценарий. Поэтому учим рискам, как настоящие акулы инвестиций», — резюмирует инвестор.

Стоит ли подростку подрабатывать

Как объясняет преподаватель математики Олег Германович, подработка для подростков очень полезна. Она помогает стать дисциплинированным, учит осмысленно распоряжаться деньгами и находить общий язык с незнакомыми людьми. 

«Это и отличный способ еще в детстве определиться с профессией. Ребенок на практике и личном опыте понимает, в какой сфере ему стоит развиваться, а в какой ему некомфортно», — говорит специалист. 

Какие плюсы эксперт выделяет в подростковой занятости:

  • финансовую независимость;
  • повышение значимости, обеспечиваемой заключением трудового договора, помощью родителям;
  • осознание необходимости выбрать профессию;
  • новый круг общения, интересов.
Важно, чтобы состояние здоровья подростка соответствовало занимаемой должности, сохранялся интерес к школе, отсутствовали вредные покупки. 

«Финансовое образование — это не скучные уроки, а настоящая «школа жизни». Пусть ребёнок уже с юных лет учится управлять деньгами, а не быть их рабом», — подытоживает инвестор Евгений Ходченков.

Ранее Тульская служба новостей писала, что названа средняя полная стоимость квартир на вторичном рынке недвижимости в Туле.
Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.