Close
plug
Лента новостей
13 сентября
Все новости Все новости Все новости
Аккуратные и внимательные романтики: дальнобойщик почти с полувековым стажем – о 90-х, ПДД и дорожном братстве

Дальнобойщик с 45-летним стажем дал рекомендации начинающим водителям

Аккуратные и внимательные романтики: дальнобойщик почти с полувековым стажем – о 90-х, ПДД и дорожном братстве
Фото: из личного архива Александра Вихрова

Водители-дальнобойщики отмечают свой профессиональный праздник в последнюю субботу августа. В 2024 году он выпадет на 31 число. С этой профессией у многих ассоциируется культовый сериал с Владиславом Галкиным и Владимиром Гостюхиным. Быть водителем дальнего следования – не самая легкая работа, а на пути может поджидать множество опасных сюрпризов. Тульская служба новостей поговорила с профессиональным дальнобойщиком Алесандром Вихровым, который в профессии уже 45 лет.

Быть водителем – мечта с детства

Для одних дальняя дорога – это романтика, для других – это скука смертная. Я, как водитель с семилетним стажем, не люблю ездить на дальние расстояния. Для меня это пытка. Расскажите, как вы чувствуете себя за рулем, и почему выбрали профессию водителя?

Когда молодой был – это, действительно, своего рода, романтикой казалось. А спустя время, стало основным заработком, чтобы семью содержать, как-то более-менее достойно жить.

А была ли особая любовь к машинам, к устройству автомобиля?

Нет, такого не было, просто нравилось водить. Моя профессия – это мечта с детства. С младенчества за рулем сидел, играл, а потом постепенно перешло в профессиональную деятельность.

Какой был первый маршрут?

На дальние поездки ездить начал в 90-е годы, когда начали открываться ИП. Мы возили грузы для малого бизнеса и других организаций.

Поначалу у меня КАМАЗ был. В 90-е годы была одна мысль – это заработать. Соответственно, чем больше машины, тем больше заработок.

О тонкостях профессии

Сколько у вас длится маршрут? Самое длительное время нахождения за рулем?

Самое длительное – дней пять-шесть.

Шесть дней прямо за рулем?

Да-да, шесть дней.

Вы как-то останавливаетесь, отдыхаете, как это происходит?

Раньше было относительно бесконтрольно, все по самочувствию. Сейчас у нас стоят тахографы, которые контролируют график труда и отдыха. За нарушение наказывают инспекторы Госавтоинспекции, поэтому стараемся не игнорировать режим работы и отдыха.

В пятидневку разрешаются две поездки по пять часов и обязательный перерыв на час.

Если три дня в пути, то по четыре с половиной часа в пути, а потом обязательно часовой отдых должен быть.

Это значит, что мотор должен быть заглушен, а водитель в этот момент должен отдыхать.

Как проходит обычный день? Как вы собираетесь в рейс? Есть ли какие-то особенные ритуалы?

Я уже дальние поездки исключаю. В основном езжу поблизости, а ритуал один – это любимая жена (прим. смеется). Собирает в дорогу. Обязательно беру в дорогу термос. Уже после второй половины пути она звонит мне. Вечером встречает с ужином.

Что обязательно нужно брать в рейс, чтобы быть максимально подготовленным к любым ситуациям?

Туалетные принадлежности — всегда. И далеко, и близко они всегда находятся в машине. Аптечка – это обязательно.

В советское время брали сырую картошку. У нас свои плиты, на них готовили. Тогда сухпайка не было. Это сейчас, пожалуйста, кафе на каждой остановке. Можно всегда остановиться и вкусно поесть.

На самый экстремальный случай долго хранящиеся БПшки есть, конечно. В 90% случаев мы едим в кафе.

А насколько опасна Ваша профессия?

Лихие 90-е ушли. Тогда было небезопасно. И на стоянках вскрывали, и резали тенты, и груз воровали, и деньги. Тогда мы четко знали, где можно остановиться, а где надо подстегивать дальше. Сейчас все, слава Богу, спокойно. Можно остановиться, где хочешь, разумеется, придерживаясь специализированных стоянок.

Я думаю, в любой профессии может быть скрытая опасность. Наша главная опасность – это те, кто нарушает правила дорожного движения. Особенно, когда это бесконтрольно.

Дальнобойщики – ребята аккуратные, никогда не спешим, на всех поездках аккуратные. Чаще всего, ближе к вечеру ищем хорошую стоянку, по рации переговариваемся. Коллеги всегда подскажут, где хорошая стоянка. Мы придерживаемся водительского братства.

Интересно, вы сказали, что общаетесь по рации, то есть не по телефону?

Да, у нас автомобильная рация, специальный водительский канал. В любой момент можно спросить, тебе подскажут.

Вы сказали тоже, что водители-дальнобойщики – это братство. Есть ли кодекс чести на дороге?

Как правило, на перекрестках, если надо, уступаем друг другу. Если кто-то просит помощи по рации, через 10-15 минут кто-то обязательно остановится.

Если брать Дальний Восток, там ближайший водитель просто обязан остановиться и спросить у человека с машиной на обочине, все ли в порядке.

Были ли у вас интересные попутчики?

Когда ездил в Мурманск, на дороге стоял мужчина, голосовал. Я понимаю, что автобусы редко ходят, остановился подвезти.

Но попутчиков стараемся не брать. Безопасность – прежде всего.

У нас за плечами миллионные грузы, за которые отвечаем мы.

О дальних поездках, здоровье за рулем и любимом хобби

Получается посмотреть другие города?

Города — нет. Сейчас сделали объездные дороги вокруг населенных пунктов, поэтому проезжаем мимо.

Замечаем, что климат и ландшафт меняется. Допустим, взять наш регион – зеленый, красивый, холмистый. И приедешь в Астрахань – там уже степные районы. Ближе к Уралу горы появляются.

Какая у Вас была самая дальняя поездка?

Мурманск – это 2300 километров. В Молдавию ездил.

Трудно тогда было добираться? Большое расстояние.

Молодые еще были. Больше привлекало то, что можно посмотреть ландшафт, природу, окружение. Так можно и заработать было. И хорошо заработать. За сезон, допустим, ребята могли машину себе легковую позволить купить.

А есть у Вас какое-то любимое направление?

Сейчас – каждый день в Москву езжу, она уже стала родной. Я не люблю дальние рейсы. Чем короче плечо, тем лучше.

Я уже 45 лет за рулем, с 79-го года. Я выбираю небольшие расстояние, в силу возраста и возможностей, а ребята и по 40 дней в рейсах. Это 40 дней за рулем и 20 выходных. Зарплату, соответственно, тоже получают хорошую.

Я — человек, который очень щепетильно относится к здоровью, сама активно занимаюсь спортом. Как вы восстанавливаете здоровье после длительных рейсов? Занимаетесь спортом?

Сейчас, конечно, к минимуму это свелось. Так, я сам из бывших спортсменов. Я кандидат в мастера спорта по лыжам, по зимнему троеборью. С физкультурой всегда на «ты». А в данный момент физические упражнения не удается делать. Если долго едешь, в перерыве стараюсь закрыть глаза и дать им отдохнуть, чтобы как-то разгрузить.

А так, суббота-воскресенье — обязательно на дачу. Там прохаживаешь большой километраж. В сезон осенью и зимой я на охоту хожу. Там где-то до 20 километров точно проходишь.

Благодаря активным хобби мышечный корсет остается в хорошем тонусе. На мой взгляд, здоровье нужно беречь с молодости.

Были необычные грузы, которые запомнились?

За свою жизнь перевозил разные грузы. Продукты питания, строительные материалы, оборонку. Для нас главное довезти все в целости и сохранности, поэтому могу сказать, что с одним грузом едешь более-менее спокойно, за другой переживаешь.

Особо ценный груз мы перевозим с охраной Росгвардии. Они постоянно отслеживают перемещение.

Какие правила нужно знать начинающему дальнобойщику? Вы, как уже старожил, что бы посоветовали людям, которые только-только осваивают профессию?

Соблюдать скоростной режим и оставаться спокойным.

Когда водитель спешит, он начинает делать какие-то ненужные маневры. Эти 5-10 минут не стоят того, чтобы создавать опасные ситуации на дороге.

Вы только представьте, до 40 тонн – общий вес машины с грузом. Путь торможения будет составлять в несколько километров, поэтому выбирать скорость нужно безопасную.

Чем правильнее скорость, тем легче маневрировать. Надо не спешить и придерживаться правил дорожного движения. Не зря они пишутся.

Второе, тоже главное, следить за техническим состоянием транспортных средств. Это основные, фундаментальные правила каждого дальнобойщика.

Как бы описали Вашу профессию одним словом?

Кормилица. Она кормит. Я считаю, что профессия должна и удовольствие и пользу приносить. Этого должно быть в равном количестве.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.