Close
plug
Лента новостей
12 сентября
Все новости Все новости Все новости
Кнут и пряник: эффективно ли наказывать или поощрять ребенка за двойки и пятерки в школе

Тульский психолог Соколова рассказала, нужно ли наказывать и поощрять детей за оценки

Кнут и пряник: эффективно ли наказывать или поощрять ребенка за двойки и пятерки в школе
Фото: Freepik.com

Каждый родитель говорит детям о том, как учеба важна. Детям прививают идею о том, что следует быть образованным, разносторонним и интересным человеком. И это очевидно! Но некоторых родителей в школьном обучении сильнее заботит, с какой оценкой ребенок вернется домой.  Чтобы в дневнике красовались только позитивные отметки, в некоторых семьях царит правило: за «пятерку» получишь похвалу и подарок, а за «двойку» — наказание. Так у детей отбирают игрушки, запрещают видеться с друзьями вне школы и ограничивают время за компьютером и телефоном.  Психолог Светлана Соколова рассказала Тульской службе новостей, стоит ли наказывать ребенка, если он принес из школы «двойку». 

Почему так важны оценки?

Оценка, отмечает специалист, вторична по отношению к знаниям. По мнению психолога, важно понять, а почему для родителей так важны оценки? Действительно ли они отражают реальную картину знаний? 

«Многие родители очень сфокусированы на оценках и иногда забывают, что это просто критерии оценки знания. Кстати, иногда бывает вполне субъективной, в зависимости от того, какой учитель оценивает. Это можно заметить в случае, когда ребенок меняет школы, а вместе с тем меняются и оценки», — говорит эксперт. 

Какая цель? 

По словам специалиста, общаясь с ребенком на тему оценок, необходимо понимать, какую цель мы преследуем, чего хотим добиться. 

«Когда детей ругают за оценки, у них возникает какой-то негативный опыт контакта с родителем. Если для ребенка важно получать позитивные оценки только потому, что родитель тогда с ними будет разговаривать хорошо и не будет ругать, то одна мотивация подменяется другой: у ребенка не формируется собственная познавательная мотивация, у него формируется мотивация избегания конфликта дома за оценки», — объясняет психолог. 

Так, говорит эксперт, ребенок удовлетворяет свою потребность в хорошем контакте с родителем путем зарабатывания оценок, а лично ему хорошие оценки особо и не нужны. Ребенок может стремиться получить необходимую оценку, потому что мотивирован принятием со стороны родителей и хорошим обращением. Складывается впечатление, что получить это ученик сможет, лишь достигнув успеха. 

«И мы на самом деле можем заметить это впоследствии, когда успех – это не самоцель человека, а способ получения одобрения со стороны окружающих», — отмечает Светлана Соколова. 

Собственная мотивация 

Психолог рекомендует обратить внимание, формируется ли у ребенка собственная мотивация. 

«В идеале, в начальной школе ведущий вид деятельности у ребенка – учебная деятельность. У него должна сформироваться собственная познавательная мотивация, ему должно быть интересно что-то узнавать», — говорит эксперт. 

Отбирают вещи за двойки и дарят подарки за оценку «отлично»

По словам специалиста, важно разграничить, что отбирать. Если ребенку подарили что-то, а потом отобрали — это странно. Если он получает двойки, и у него забрали право играть в компьютер или в телефон, это может быть оправдано тем, что ему нужно время и возможность сосредоточиться на исправлении плохих оценок. Но это должно быть объяснено. 

«Решение должно быть не просто рычагом манипуляции. Стоит объяснить: мы это делаем для того, чтобы ты мог сосредоточиться на учебе. Раз ты играешь, пользуешься гаджетами и получаешь двойки, значит, тебе некогда учиться, и требуется больше времени», — говорит психолог. 

Нужна помощь 

Может быть так, напоминает психолог, что ребенок получил двойку, потому что не усвоил тему, болел, пропустил или из-за сложностей с конкретным предметом, может быть, есть пробелы в знаниях. С этим, настаивает специалист, нужно разбираться. 

«Простое лишение чего-либо, наказания чем-то, может не привести к желаемому результату. Родители могут думать, что, забрав что-то, ребенок станет учиться лучше, но стоит понимать, что этот способ не всегда рабочий», — уверяет Светлана Соколова.

Возможно, предполагает эксперт, ребенку нужно не наказание, а помощь. И тогда неплохо понять, помощь какого рода необходима, чтобы ребенок стал учиться лучше. Спикер назвала возможные варианты. 

•  Помощь в организации распорядка дня.

•  Помощь в освоении какого-либо предмета.

•  Помощь в налаживании контакта с учителем или с учениками, с которым, может быть, он чувствует напряжение в школе, и поэтому не может сосредоточиться на обучении.

«Прежде, чем включаться в систему поощрения и наказания, здорово понять, насколько ребенок в принципе в состоянии осваивать школьную программу самостоятельно или с помощью, и тогда уже принимать решение о том, какие меры воздействия нужно оказывать на ребенка», — уверяет психолог.

Я – успешный родитель, потому что мой ребенок – отличник 

Некоторые, отмечает эксперт, оценки ребенка воспринимают, как оценку собственного успешного родительства. Они уверены, если ребенок учится на «пять», они успешные родители, а если же ребенок приносит со школы в дневнике «два» и «три», значит родители плохие. 

«Важно развести эти понятия, чтобы они вообще не сливались воедино», - заявляет Светлана Соколова.

Люди считают, что оценки ребёнка характеризуют лично родителей как-то негативно. Тогда они пытаются через оценки ребенка, а часто через давление, стать лучшими родителями. 

«Это не про ту идею, что я помогаю ребёнку лучше усваивать знания, оценки его становятся лучше, а я вношу вклад в процесс обучения. Это про требования от ребёнка учиться отлично, чтобы родители чувствовали себя в порядке», — объясняет специалист.

Психолог уверена, оценки могут быть завышены. В таком случае, ребенок может получать «пятерки», но в действительности не знать предмет так хорошо. Некоторых родителей это может устраивать. Заниженными же оценки могут быть, например, из-за требовательности учителя, получить «пятерку» у которого не так просто. 

«Речь не про вредность или лояльность учителей. Следует понять, для чего родителям нужно, чтобы ребенок получал позитивные оценки. Затем необходимо проверить, соответствует ли оценка уровню знаний и работать над уровнем знаний, выявлением интереса своего ребенка. Увлечен ли он процессом обучения или нет?», — говорит Светлана Соколова. 

Только после выяснения всех факторов, можно будет смотреть, как повлиять на то, чтобы ребенку стало интересно учиться. По мнению специалиста, это важнее, чем попытка повлиять на то, какие оценки получает ребенок.

Ранее Светлана Соколова рассказывала, возможно ли стать коллегами с другом, и сохранить отношения. 

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.