Close
plug
Лента новостей
07 сентября
06 сентября
Все новости Все новости Все новости
Главное – не победа, а участие: это правда или утешение 

Тульский психолог Андрияничева объяснила, почему детям полезно участвовать в соревнованиях и даже проигрывать

Главное – не победа, а участие: это правда или утешение 
Фото: Freepik.com

Победителей не судят. А что, если нет ни выигравших, ни проигравших? Многим знакома ситуация, когда во время школьных соревнований, ученики стараются изо всех сил превзойти соперника, но к концу турнира слышат: «победила дружба!». Те, кто ждал похвалы и набрал больше очков, чем противник, часто недовольны подобным заявлением. Психолог Майя Андрияничева объяснила, для чего устраивают соревнования без победителей, и почему главное – участие. 

История

19 июля отмечается день «Главное – не победа, а участие». Крылатая фраза появилась благодаря итальянскому бегуну Дорандо Пьетри в XX веке, после Олимпийских игр в Лондоне. Будучи лидером забега, в нескольких сотнях метров от финиша, спортсмен потерял ориентацию и был обессилен. Судьи помогали бегуну встать несколько раз и, в конце концов, он пришел к финишу первым. Все же, после аппеляции американской стороны спортсмена дисквалифицировали, а золотая медаль досталась спортсмену из США. Через несколько дней после забега проходила служба, посвященная участникам Олимпиады, на которой епископ выскажет главную мысль о соревнованиях, участии и победе. Окончательно сформулирует ее уже бывший президент Международного олимпийского комитета Пьер де Кубертен.  

Лидерские качества

Лидерские качества необходимы не только руководителям компаний. Они пригодятся и в обычной жизни, ведь без целеустремленности, уверенности в своих силах, оптимизма и мотивации – не достичь успеха. Для спортсменов такие навыки необходимы. 

Главным примером лидерских качеств, говорит психолог, является поведение родителей.

«Если родитель решает вопросы, не пасует перед трудностями, реагирует на все спокойно, то ребенок будет это впитывать», — говорит эксперт. 

Также, добавляет респондент, каждый ребенок проходит собственную автономную историю взросления. В этом очень помогает спорт, который дает возможность проходить разные этапы и получать как положительный, так и негативный опыт. 

Почему не выделяют победителей

Награда – это показатель усердной работы. Изнуряющие многочасовые тренировки приносят свои плоды, когда спортсмен становится на пьедестал для награждения. Все же, не всегда соревнования должны проводиться с целью выявить лучшего участника. С данной установкой согласна и психолог. 

«Соревнования дают детям возможность пробовать делать не только то, что они выучили, но и получать опыт, в котором они выигрывают и проигрывают», — уверена специалист. 

Как объясняет эксперт, в жизни мы не всегда побеждаем. С этим необходимо примириться и не опускать руки. Тогда нам становится важен сам процесс, а не только результат. Существует такое понятие, добавляет эксперт, как повышение толерантности к фрустрации, то есть повышение уровня принятия того, что все идет не так, как бы мы этого хотели.

Люди могут приложить максимум стараний и усилий для достижения желаемого результата, но, бывает, что не все зависит только от нас. 

«Если ребенка ориентируют только на победу и говорят, что все будет в порядке только, когда он сделает все хорошо, это может принести большой дискомфорт. Победу одерживает только один и важно научиться получать удовольствие от процесса. Если приобрести этот навык, ребенку в дальнейшем будет легче жить, воспринимать невзгоды», — утверждает психолог. 

Когда есть победитель 

Конечно, во время проведения соревнований важно получать удовольствие от процесса, но кто откажется получить заслуженную награду? Помимо умения проигрывать, спорт и соревнования учат другим, не менее важным, навыкам. 

По словам специалиста, соревнования положительно влияют на детей, а умение проигрывать предотвращает эмоциональное выгорание и негативную реакцию на неудачи в дальнейшем. Так, на профессиональных соревнованиях есть победители и проигравшие. Важно, добавляет эксперт, научить ребенка воспринимать поражение как опыт.

«У любого ребенка вырабатывается желание победить, закрепляются лидерские качества и появляется мотивация. Победа и признание на соревнованиях показывает детям, ради чего проводятся монотонные тренировки. Ребенок понимает, что учится навыкам, которые сможет продемонстрировать, а сами соревнования это – престиж, сбор участников, ощущение, что родители поддерживают и болеют за него», — объясняет Майя Андрияничева. 

Польза и вред 

Помимо того, что соревнования дарят мотивацию, позволяют достичь успехов и развивают стремление выкладываться на максимум, респондент напоминает о том, что дети не умеют и не готовы проигрывать. 

По словам Майи Андрияничевой, чтобы не допустить травматичного опыта, необходимо настраивать ребенка на победу психологически, но не забывать о том, что в новой обстановке ребенок может спасовать. 

«Очень важно не добивать ребенка, а выстроить с ним контакт, объяснить, что поражения – часть жизни. Для этого необходима командная работа тренера и родителей», — заявляет психолог. 

Об азарте и неумении проигрывать – в материале Тульской службы новостей.
Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.