«Раздавить гадину»: что писали в тульских газетах в первые дни Великой Отечественной войны
«Дадим отпор фашистским варварам!», «Без устали будем ковать оружие» – такими заголовками пестрят газеты второй половины июня 1941 года. И не спроста, ведь 22 июня ранним утром германские войска напали на СССР без объявления войны, уничтожая все на своем пути и вызывая ненависть в сердцах советских людей. В День памяти и скорби, который традиционно отмечается в первый день Великой Отечественной войны, в беседе с Тульской службой новостей ведущий археограф Государственного архива Тульской области Елизавета Курчакова рассказала, что писали в региональных газетах тем роковым летом.
В газетах чужая война, а за окном – своя
22 июня 1941 года тульскими газетами едва ли кто-то интересовался – в новостных заметках можно было найти самые различные инфоповоды, от организации детского досуга до военных действий за рубежом, в то время как в СССР ранним утром уже началась самая настоящая своя «священная» война, всецело захватившая разум людей. Улыбающиеся на фотографиях советские люди, планы по сбору урожая, спортивные новости и другие инфоповоды не имеют ничего общего с реальной картиной того дня.
«В газетах от 22 июня мы видим, как кипела до войны мирная жизнь в СССР – это и День физкультурника, и новости о литературе, о спорте, об отдыхе детей, о политических событиях в мире, о сельском хозяйстве, о партийной жизни и даже о жирафах московского зоопарка, которые переводятся в летние вольеры. Намеков на приближение войны в СССР практически никаких. Разве что в некоторых газетах встречаются инструкции о том, как читать военную топографию, что обусловлено в большей степени обстановкой на мировой арене, в то время как бОльшая часть новостей совершенно мирные», – отметила Елизавета Курчакова.
А вот начиная с 23 июня с мирных новостей о летней жизни коммунистов газеты переключаются на тему внезапно начавшейся Великой Отечественной войны. На главной странице практически всех изданий мы видим текст радиообращения Вячеслава Молотова к советскому народу, указы о введении военного положения и объявлении мобилизации и ряд других документов.«Эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы. Правительство Советского Союза выражает непоколебимую уверенность в том, что наши доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной, перед советским народом и нанесут сокрушительный удар агрессору» («Правда», заметка с выступлением по радио В.М. Молотова, 23 июня).
«Раздавить гадину!»
Основные темы июньских и июльских статей в тульских газетах – гнев и ненависть по отношению к фашистскому врагу и, вместе с тем, готовность мобилизовать и армию, и силы всех трудящихся для приближения победы. Первая группа материалов, к слову, отличается особой экспрессивностью – такие статьи способны вызвать аналогичные чувства у чрезмерно эмпатичного современного человека.
«Отрубим голову фашистской гадине, – сказал боец Грекович. – От фашистов – душителей трудящихся – не останется и следа» («Правда», «За родину, за Сталина – вперед!», 24 июня)«Зазнавшийся Гитлер и вся его кровавая клика убедятся на деле, как сплочен и един великий 200-миллионный советский народ, какая горячая ненависть к подлому врагу горит в сердце народном <…> Да, мы все, как один человек, поднимемся на защиту нашей родины, нашей свободы. Это воистину Отечественная война, во время которой все помыслы и желания граждан нашей отчизны направлены к единой цели – разгромить и уничтожить наглого врага <…> Мы смело глядим опасности в лицо. Мы знаем, что враг, напавший на нас, силен. Мы не рассчитываем на легкую победу» («Правда», «Дадим сокрушительный отпор фашистским варварам!», 23 июня)Подогревали эти настроения стихотворения, написанные на злобу дня в первые дни войны, и активно публикуемые в газете «Известия». Здесь же, кстати, 23 июня впервые появилось стихотворение «Священная война» Василия Лебедева-Кумача, ставшее в последующем настоящим гимном Великой Отечественной войны.«Не топтать фашистскому сапогу цветущих колхозных полей!» («Известия», «Жестоко проучить разбойников», 24 июня)
«Дорогой отечественной войны / Лавиной идем на черный фашизм. / Дни врага уже сочтены, / Смертью его будет наша жизнь» («Известия, Е. Долматовский «Будем крушить разбойничью рать…») Привлекают внимание также рисунки, демонстрирующие отношение советских людей к фашистским захватчикам. «Сметем с лица земли фашистских варваров», «Раздавить гадину!» – такие небезосновательные призывы можно найти на газетных иллюстрациях.«В поход! В поход! / Зовет отчизна смелых, / В поход! В поход! / Объявлена война, / на боевое воинское дело / Зовет нас всех Советская страна» («Известия», А. Прокофьев «В поход»)
300 процентов от плана и стремление на фронт
Однако одним гневом делу не поможешь – нужны решительные действия. Причем свой вклад в защиту родины вносил каждый – и солдаты на передовой, и работники советских заводов, и даже школьники и женщины, стремившиеся воевать.«Пусть пеняют на себя – их ждет смерть. На удар врага мы ответим тройным ударом и не только на фронте, но и здесь – у станков, у домен, в шахтах. Я призываю всех вас, товарищи, повысить производительность труда, работать четко, как часы» («Известия», «Раздавить фашистскую гадину!», митинги в цехах завода имени Авиахима, 24 июня) Не остались в стороне и тульские предприятия – и в Сталиногорске (современном Новомосковске – прим. ред), и в Калуге (Калуга в то время входила в состав Тульской области – прим. ред.), и в областной столице.«Задача каждого трудящегося – честно и самоотверженно работать на своем посту, быть бдительным, выдержанным, дисциплинированным. Надо повысить производительность труда, увеличить выпуск продукции <…> – Автозаводцы! – восклицает тов. Горошкин – Каждый наш автомобиль, каждый наш мотор – удар по зарвавшейся фашистской банде. Эти слова покрываются бурными аплодисментами и криками «ура» («Правда», «Каждый наш мотор – удар по врагу», Московский автомобильный завод имени Сталина, 24 июня)
«Будем работать еще настойчивее и упорнее, чтобы наши бойцы ни в чем не чувствовали недостатка. Наш лозунг – больше военных материалов, танков, самолетов, пушек» («Коммунар», «Смерть зарвавшемуся врагу!», Сталиногорск, 24 июня)
«– Не считаясь со временем, не считаясь ни с чем. – заявляет т. Королев, – наш инструментальный цех будет работать на оборону. Лично я вместо 200-250 проц. нормы, которые выполняю теперь, буду отныне давать по 300 проц., не меньше, призываю к этому всех оружейников» («Коммунар», «Наше оружие непобедимо!», Тульский оружейный завод, 24 июня)«Гравер т. Овсянников, вернувшийся из отпуска досрочно, заявил начальнику цеха: – В такие дни невозможно не быть на заводе. Я поступаю в ваше распоряжение» («Коммунар», «Коварный враг получит сокрушительный удар», Калуга, 24 июня)
«…установлена дневная норма обработки в 24 детали. Эту норму он систематически перекрывал, обрабатывая до 50 деталей за смену. А как только до т. Большакова дошла весть о наглом нападении фашистских банд, он решил работать еще производительнее. 22 июня т. Большаков добился рекордной выработки, обработав 82 детали» («Коммунар», «На заводе «Новая Тула», 24 июня)
Стремление помочь в борьбе с фашистами приводила в мобилизационные пункты даже совсем юных мальчишек и женщин, которые готовы были оказать любую помощь солдатам.
«– Куда же именно вы хотели бы?
– Все равно, только бы на фронт. <…>
– Что же тебе рассказать?! – говорил с некоторым смущением один из этих молодых патриотов – десятиклассник Маркс Каминский. – Просто узнали, что мобилизация, и пришли. Военное время! Мы было пошли в военкомат, только нас оттуда попросили, потому что с нами были и восьмиклассники, и девятиклассники. Сказали, что якобы мы молоды…» («Известия», «На мобилизационном пункте», 24 июня)
Мирные люди, не раздумывая, бросались на борьбу с врагом при необходимости.«Самолет был обнаружен на зеленой лужайке, замаскированный ветками. Когда открыли кабину, внутри никого не оказалось. У самолета остались часовые, а остальные пошли на поиски экипажа. Встреча с врагом произошла в густых зарослях леса. Завязалась перестрелка. Метким огнем двое фашистов были ранены, остальные пытались отступить, но были схвачены» («Колхозная сила», «Колхозники захватили фашистский самолет», 28 июня)
Пять тысяч пленных за два дня
Публиковали также в тульских газетах столь важные для советского народа известия с фронта – сколько самолетов удалось уничтожить, сколько солдат было взято в плен.«Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населенных пунктов, но всюду встречала решительный отпор, наших истребителей и зенитной артиллерии, наносивших большие потери противнику. Нами сбито 65 самолетов противника («Правда», «Сводка главного командования Красной Армии», 23 июня)
«Первые же бои показывают доблесть и силу Красной Армии. Атаки врага успешно отбиваются Красной Армией. За 22 июня сбито 76 германских самолетов, за 23 июня – 51 самолет; артиллерийским огнем на одном только Шаулийском направлении уничтожено до 300 германских танков. В боях 22 и 23 июня взято в плен около 5.000 германских солдат и офицеров. С таким противником, как Красная Армия, фашисты до сих пор еще не встречались» («Правда», «Дадим сокрушительный отпор фашистским варварам!», 24 июня)
Ранее Тульская служба новостей рассказывала, что публиковали в региональных газетах в первые дни после чернобыльской катастрофы.
-
Школьники посетили музей трудовой и боевой славы КМЗ
-
«Росгосстрах» активно идет в онлайн – новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код
-
Активный, удобный и вкусный Новый год: успей на корпоратив в «Золотом городе»
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов
-
Три магистральные вены за 1 час 20 минут: ТСН24 на уникальной операции у известного хирурга Шохруха Зайниева