Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
Все новости Все новости Все новости
Искусственный интеллект не заменит маму или как со включением гаджета «выключается» ребенок

Тульский логопед Афонина объяснила, почему сказка от умной колонки малополезна для ребенка

Искусственный интеллект не заменит маму или как со включением гаджета «выключается» ребенок
Фото: Тульская служба новостей

Почему мы так часто слышим от старшего поколения фразу: «Современные дети совсем перестали читать.»? Ответ прост. В Советском Союзе для обычного человека нормой чтения в неделю было одиннадцать часов. Задайте себе вопрос, но только ответьте честно: а вы укладывайтесь в статистику самой читающей страны? Чему может научить детская книга и почему стоит читать книги, а не слушать их при помощи умной колонки, Тульской службе новостей рассказала логопед Наталья Афонина.

Книга – путеводитель для ребенка

«Читайте детям книги!» - советует логопед и дает объяснение, почему выбор стоит сделать в пользу книги, а не прослушивание умной колонки. Через литературу ребенок обогащает свой словарный запас, учится устанавливать причинно-следственные связи и находить ответы на вопросы. Вот только родители перестали проводить время детьми за интересной книжкой.

«Большинство родителей виновато пожимают плечами: «Времени нет, работаем». Кто-то улыбается: «Да не люблю я это. Лучше фильм посмотрю. Вон, совсем недавно новый «Евгений Онегин» вышел». А некоторые читают каждый день: новости, посты в ВК, статьи в Дзене... Спросишь: «Какую книгу вы прочитали последней?». И чувствуешь себя неловко под растерянным взглядом взрослого человека. А что говорить о детях? Современный ребенок читать не привык. Скажу больше: не каждому дошкольнику нравится, когда ему читают», — объясняет логопед.

Среди других отговорок родителей педагог чаще всего слышит: «Ой, чтение не для него или «из-за компьютера не вытащишь», но давайте не будем перекладывать ответственность на гаджеты, рассуждает специалист, а лучше подумаем: «Что мы, взрослые, сделали, чтобы подружить ребенка с книгой?»

«Я работаю в замечательном детском саду. Он большой, светлый, сказочный. В его коридорах нарисованы разные герои. Идешь с ребенком мимо медицинского кабинета. А перед кабинетом, на стене — доктор Айболит. Ты улыбаешься, начинаешь цитировать знакомые с детства стройки: 

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться: и корова, и...». 

Дошкольник подхватывает мысль, смеется: «Бычица!». 

Мне искренне жаль этого малыша. Он не знаком с произведениями Корнея Чуковского. Хотя ему они бы точно понравились. А ребенок просто услышал краем уха напевные строки», — рассказывает педагог.

Печальна и та статистика, что дети не могут назвать персонажей из самых известных детских книг. Педагог предложила дошкольникам поиграть:

«Мы проходим букву Б. В букваре нарисован мальчик Боря на пороге библиотеки. Говорю дошкольникам:

- Давайте поможем Боре: вместе посоветуем книги. Пусть в них будут герои, в чьих именах «прячется» его любимая буква, — Б. Сказала и жду: вот сейчас ребята точно вспомнят Буратино, Бармалея, Карабаса-Барабаса, Бабу Ягу в конце концов.

Увы. Дети молчат. Наконец руку несмело тянет одна девочка:

- Наталья Юрьевна, а «Битва экстрасенсов» подойдет?» — описывает ситуацию логопед.

Дети отражают события, которые происходят в их жизни. Как говорит логопед, современным родителям проще включить кнопку телевизора или умной колонки, чтобы на время «выключить» ребенка.

«Мы могли открыть ребёнку двери в лучший мир, полный дружбы, таинственных опасностей и приключений. Мир, где добро побеждает зло, а чудеса действительно случаются. Могли, но не захотели. Щёлкнули пультом телевизора, включили умную колонку. И оправдались перед собой: «Не нравятся ему книги. Не любит». А как иначе, если маму перед телевизором ребенок видит постоянно, а маму с книгой, увы, все реже и реже?» — объясняет специалист.

Фото: Freepik.com

Как правильно читать с ребенком книги

Как объясняет логопед, уделять время для тению нужно каждый день. Лучше всего это делать перед сном, потому что в спокойной обстановке легче сосредоточиться.

«Только представьте: тихо в спальне, уютно горит лампа; мама обняла ребёнка и неторопливо переворачивает страницы. Начните с самых известных сказок. Не думайте о том, что они не по возрасту. Прочитайте пятилетке «Репку» или «Курочку Рябу», а через какое-то время попросите сказку пересказать. Вы удивитесь, но мало кто из ребят может связать слова в понятные предложения: это тяжело, непривычно», — говорит педагог.

В этот момент ребенку будет необходима ваша поддержка. Хорошо, если сначала дошкольник будет просто договаривать за вами:
  • Жили-были...

  • Дед и баба.
  • И была у них...
  • Курочка Ряба.

По словам педагога, если чтение станет вашей традицией, ребёнок постепенно запомнит сказку, а там и до полноценного пересказа недалеко. Расскажет, потому что все это время вы терпеливо работали над развитием его связной речи.

Как объясняет логопед, русские сказки с их повторяющимся цикличным сюжетом, как нельзя лучше подходят для этого.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!». События сказки словно подсказывают дошкольнику, о чём сейчас говорить и какую фразу использовать, не запутаешься.

Будет совсем хорошо, если вы попробуете обыгрывать эти истории, так малыш точно не заскучает. Можно стучать по книжной странице: «Тук-тук-тук, кто в теремочке живёт?»; говорить, меняя тембр и интонацию: низким голосом за папу-медведя («Кто ел из моей миски?») и высоким за малютку-Мишутку («Кто ел из моей миски и все съел?»); и даже двигаться: ведь никто не мешает вам обнять ребенка за плечи и раскачиваться вместе с ним, «вытягивая» невидимую репку», — рекомендует специалист.

Фото: Freepik.com

Педагог уверена, что такой процесс понравится и маме, и ребенку, потому что она не просто работает в режиме умной колонки, она проводит время со своим малышом.

Также педагог отмечает, что искусственный интеллект не может заменить человека. Мало попросить: «Алиса, расскажи сказку», потому что умная колонка не видит вашего ребёнка. Она не подстроится под его реакции и не сделает пауз, когда дошкольник замирает, удивленно хлопая глазами. Она даже не пытается объяснить непонятные слова, потому что искусственный интеллект — не мама. Логопед предупреждает, что прослушанная сказка в исполнении умной колонки, скорее всего, останется непонятой. Не верите? Тогда ещё один пример от специалиста.

«Я читала детям историю про Красную Шапочку. Помните? Красная Шапочка взяла лукошко с пирогами и пошла по тропинке через лес. Дошкольники отвлеклись, смотрят по сторонам, ерзают на стульях, а ведь сказка едва началась. В чем дело?

Спрашиваю у ребят:

- Дети, а что такое «лукошко»?

Тишина. И в этой тишине неуверенное:

- Лукошко? Лукошко – это кошка, которая ест лук.

Теперь представьте, что творится в голове у ребёнка. Красная Шапочка взяла кошку, которая перед этим наелась лука, положила в нее пирожки и отправилась через лес. Дошкольник не понимает, что происходит, и, конечно же, отвлекается. Зачем слушать ерунду?» — объясняет логопед.

При этом педагог уточняет, что прослушать аудиовариант сказки можно, но только, когда ребенок разобрался в сюжете. Тогда история заиграет новыми красками.

Также Афонина отмечает, если родители на постоянной основе включают ребенку сказки, будьте готовы к тому, что скоро ребёнок начнет воспринимать их, как фон.

И читать, и играть

По словам педагога, есть термин «интерактивное чтение», а учёные экспериментальным путем доказали, что дети с его помощью лучше развиваются.

«Научные деятели разделили трёхлетних детей на две группы. Четыре недели взрослые читали детям сказки. Одним — традиционным способом, просто озвучивали написанный текст. С другими взрослые использовали книгу, как средство общения. Обыгрывали сказки, смеялись, рассматривали картинки. А еще задавали вопросы и рассказывали о том, что написано между строк. «Вот Курочка Ряба. Ряба, потому что пятнистая, рябая. Посмотришь, и рябит перед глазами, сливается: пятнышко, пятнышко, пятнышко...».

Через четыре недели учёные провели речевые тесты. Оказалось, что дети из второй группы на восемь с половиной месяцев опережают своих сверстников по уровню развития речи. И это действительно впечатляет», — говорит педагог.

Фото: Freepik.com

Логопед советует начать с малого: попробовать читать ребенку в течение одного месяца, хотя бы по 30 минут, при этом освоить несколько полезных приёмов.

  • Читайте неторопливо, чётко. Помните: малыш обязательно будет подражать вашей манере. Так заложено природой.
  • Сопровождайте чтение мимикой и жестами, тогда дошкольнику будет действительно интересно.
  • Попробуйте задавать, как можно больше вопросов. Так вы убедитесь в том, что ребенок понимает суть истории, и не позволите ему «клевать носом». С радостью принимайте детские ответы: наивные, порой нелепые, они будут становиться лучше с каждым днём.
  • Обязательно предлагайте крохе прикоснуться к изображениям на картинках. Указательный жест позволит проложить новые нейронные связи в коре головного мозга. Ребёнок просто тыкает пальчиком и... умнеет.
  • Обыгрывайте сказки: попросите дошкольника показать, как медведь, ходит, спит, рычит. Такую информацию он точно не забудет.
  • Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Хорошо, если между вами и ребенком возникнет настоящий диалог. Беспроигрышный вариант — спросить: «Как ты думаешь, что будет дальше? Вот мне кажется, что...». Выслушав вас, сын или дочка обязательно захотят поделиться своим мнением.

Напомним, ранее специалисты рассказали, какие игрушки могут навредить ребенку.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.