Врач-оториноларинголог и логопед рассказали, чем могут быть опасны современные игрушки
В РФ хотят обязать производителей и дистрибьюторов маркировать игры и игрушки, разделив их на категории 0, 6, 12 и 16 +. Законопроект об этом подготовила первый зампред Комитета Думы по защите семьи Татьяна Буцкая, сообщает «Парламентская газета». По словам авторов инициативы, далеко не все игрушки в магазинах безопасны для психики детей, поэтому информацию о них необходимо отражать на коробках. Тульская служба новостей поговорила с врачом-оториноларингологом и логопедом, которые объяснили, чем могут навредить современные игрушки.
Почему стоит маркировать игрушки
Специалисты в один голос заявляют, что подобное нововведение необходимо, так как то, что продается на прилавках, небезопасно. Здесь, по словам экспертов, существует два важных аспекта.
Первый – это насколько игрушка физически безопасна для ребёнка. Популярный пример – маленькие дети могут проглотить детали конструктора, мозаики, разобрать и попробовать на зуб батарейки из электронной игрушки. В таком случае очень важно качество материала, из которого сделана игрушка. Покупая ее, взрослый должен помнить, что ребёнок будет проводить с ней много времени. А это значит, что резкий, токсичный запах или краска, которая остается на руках малыша, неприемлемы.
Второй не менее важный аспект, о котором говорят специалисты, это психологическая безопасность ребёнка.
Пока в нашей стране маркируют только кино и книги: почему не стоит покупать игрушки не по возрасту
Врач-оториноларинголог Татьяна Фельдбуш приводит статистику американской организации «Мир против игрушек, приносящих вред», где говорится, что каждые три минуты в больницу поступает ребенок из-за некачественной или неверно подобранной игрушки. Они становятся причиной отравления, аллергической реакции, удушья, резанных и колотых ран.
Одними из самых травмоопасных считаются: детское оружие (пневматические пистолеты с пульками, кинжалы), игрушки с пропеллерами, дартс с острыми наконечниками.
Медик советует укреплять скотчем каждую деталь магнитного конструктора и регулярно проверять целостность деталей. Если обнаружили расколотую деталь без магнита, определить проглотил ли ребенок магнит быстро и просто можно с помощью обычного компаса. При наведении на магнит стрелка будет реагировать и отклоняться.«Причиной беды могут стать антистресс-игрушки с открытыми магнитами, типа куба из магнитных шаров и конструктор с закрытыми магнитами в глубине крупных деталей. Если ребенок проглотит один магнит — это не опасно, инородное тело выйдет с калом. Но если в организм попадут хотя бы два магнита, они могут прилипнуть друг к другу, зажав между собой петли кишечника. Кишечной непроходимости и перитонита не миновать», — говоритТатьяна Фельдбуш.
Еще одно опасно изобретение для детей – это гидрогелевые шарики, которые родители часто используют для сенсорных занятий. По словам Фельдбуш, при проглатывании шарики увеличиваются в десятки раз и могут вызвать желудочную и кишечную непроходимость. Они не видны на рентгене, что затрудняет постановку диагноза.
Также, по мнению врача, не менее опасны игрушки на плоских батарейках — таблетках.
«Они могут нанести вред даже будучи разряженными. При проглатывании за несколько часов такая батарейка способна изъязвить слизистую пищевода, желудка или кишечника до перфорации (дырки) и вызвать перитонит», — говорит оториноларинголог.
Здесь медик рекомендует убедиться, что батарейки спрятаны в игрушке не под обычной защелкой, а закручены винтом. Это минимизирует риск.
Даже безопасные на вид игрушки тоже могут нанести вред при использовании не по возрасту. Так, медик приводит в пример фигурки животных с маркировкой «3+» не стоит давать детям меньшего возраста.
«Малыши тянут их в рот, а игрушка для этого не предназначена. Краска может быть токсична. Резиновые игрушки легко раскусываются. Есть риск подавиться. Все описанные выше ситуации требуют медицинского вмешательства. Нужно вызвать скорую помощь или самостоятельно обратиться в приемный покой детской больницы», — объясняет врач.
Как же выбрать безопасную игрушку: советы медика
По словам медикам, качественные и безопасные игрушки должны строго соответствовать возрасту ребенка, а покупать их следует в специализированных магазинах.
Во второю очередь следует обращать внимание и выбирать товары известных фирм спокойных цветов, с отсутствием резкого запаха и громких неприятных звуков, с прочным креплением деталей. Крышка над батарейками, повторяет специалист, должна быть прикручена винтом.
«Проверить безопасность игрушек можно на сайте Роспотребнадзора. Правда, список товаров, не прошедших проверку, не сопровождается фото и неудобен. Европейская комиссия по безопасности еженедельно публикует вредоносные товары. В списках не только игрушки, но и предметы детской мебели, посуда и другие вещи», — комментировала специалист.
Хаги-ваги, спиннер и кукла-вампир: опасны ли такие игрушки для психики ребенка
Как объясняет учитель-логопед Наталья Афонина, дошкольное детство — это классический период игры, в ней ребенок растёт и развивается. Именно поэтому взрослым важно понимать, во что и как играют дети.
Педагог считает, если дошкольник счастлив, когда кормит, укладывает спать или водит на прогулку фиолетового монстра, то он — атрибут детской игры. Многие подумают, что это сомнительно с точки зрения эстетики, но оно имеет право быть. Логопед приводит в пример Чебурашку, который тоже достаточно неординарный персонаж: «странная игрушка безымянная».«Посмотрите, во что играет современные дети. Хаги-ваги, монстроподобные персонажи мультфильмов, куклы с неестественными пропорциями лица и тела не удивляют уже никого.
«Почему твоя кукла такая бледная», — спрашиваю я девочку пяти лет.
«Она вампир, Наталья Юрьевна!»
Но вот и поговорили. И если с физической безопасностью всё более или менее понятно, то о том, наносит ли игрушка психологически вред ребёнку, судить достаточно сложно», — говорит Наталья Афонина.
Логопед рекомендует взрослым обращать внимание не на саму игрушку, а на то, как ребенок взаимодействует с предметом.
«Игрушка была и будет оставаться только атрибутом, само содержание детской игры зависит не от неё. Взрослые определяют отношение ребёнка к окружающему миру, способ его взаимодействия с ним. Когда окружение ребёнка благополучно, можно почистить и острые зубки Хаги-Ваги, а потом сказать: «Смотри, его длинные, длинные руки так хорошо обнимают! Хаги-Ваги настоящий друг». Безусловно, очень заманчиво переложить всю ответственность на игрушку — списать момент детской агрессии, когда ребёнок начинает кусать товарища по игре, на того же Хаги-Ваги. Купили неудачный образец, зубастый, клыкастый, вот малыш и начал себя так вести. Вот только будет ли это правдой?», — говорит логопед.
Как объясняет педагог, нестандартные игрушки только внешне могут отталкивать взрослых людей, но детям они не нанесут вреда, так как они не затрагивают его психику на глубинном уровне.
«Такие игрушки либо изначально не вызывают интерес, либо быстро забываются. Принёс дошкольник очередного монстра из компьютерной игры. Показал товарищам. Одному, второму, третьему... И всё. Уже в конце дня эта игрушка оказывается забыта. Она не может быть членом семьи, её не посадишь в автобус в качестве пассажира, не отправишь в космос. Её не запеленаешь, не сошьёшь ей рубашку. Она просто пылится в шкафу, потому что момент «Хочу!» прошёл. Ребёнок получил то, что хотел: похвастался приобретением, а что делать с ней дальше, он просто не знает», — считает Наталья Афонина.
Педагог приводит в пример еще одну яркую игрушку, которая несколько лет назад заняла детские умы — это спиннер. Тогда взрослые разделились на два лагеря. Одни говорили, что это чрезвычайно опасно: дети перестали играть в другие игры, они проводят бесконечно много времени, раскручивая спиннер. Также по словам логопеда, были такие, кто опасался монотонности и гипнотического воздействия спиннера. Другие говорили, что это полезно: развивают мелкую моторику, координацию, ловкость, успокаивает нервную систему.
«Когда меня попросили высказать своё мнение и оценить спиннер, как игрушку, я сказала буквально следующее: это ненадолго, ажиотаж пройдёт. Я думаю, что в конечном итоге спиннер останется в коррекционных кабинетах, как су-джок, массажные мячи и волчки, развивающие мелкую моторику. Так и получились. Спиннер больше не интересен дошкольникам, но живёт на полке в моём шкафу. Время от времени мы достаем эту игрушку и используем её для развития мелкой моторики. Что касается игрушек, которые хотят маркировать, как изображающие несчастный случай, катастрофу или какое-то заболевание, мне таких просто не встречалось», — говорит логопед.
Как правильно выбрать игрушку: советы
Логопед Наталья Афонина подчеркивает, что дело не в игрушке. Наши дети вырастут замечательными, честными, добрыми, ответственными и заботливыми, если их будут окружать такие же взрослые. А в выборе игрушек, важно их не коллекционировать и гнаться за детским «Хочу!», а покупать действительно полезные, которые не вызывают эмоционального отторжения.
«Помните: вы прививаете ребёнку эстетический вкус. И если для вас приемлем зеленый медведь, ну что ж, так тому и быть. В конце концов, все мы разные. А еще обратите внимание, как именно дошкольник будет играть со своим новым другом. Для нас, взрослых, это хорошая возможность посмотреть на самих себя со стороны», — напомнила педагог.
-
В Тульской области продолжается развитие мобильной связи
-
Эксперты определили основные ожидания и прогнозы бизнеса на 2025 год
-
«Авито» готовится выйти на рынок временной занятости
-
Министр массовых коммуникаций Тульской области поздравил ассоциацию «Медиа Траст» с получением самой престижной награды в области радиовещания
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов