«Все под атомом ходим»: что писали в тульских газетах о чернобыльской катастрофе
Первые месяцы после катастрофы на Чернобыльской АЭС были непростыми – госпитализация пострадавших, эвакуация людей, сборы материальной помощи тем, кого катастрофа коснулась непосредственно, и, конечно, стремление отразить летевшие в СССР обвинения из-за рубежа. В Международный день памяти о чернобыльской катастрофе, который традиционно отмечают 26 апреля, Тульская служба новостей пообщалась с ведущим археографом Государственного архива Тульской области Елизаветой Курчаковой и выяснила, что писали в газетах оружейной столицы и районов в самое тяжелое послеаварийное время.
Первые сообщения о чернобыльской катастрофе в тульских газетах
Первое сообщение о чернобыльской катастрофе было опубликовано через четыре дня после аварии – 30 апреля в газете «Известия». Материал представлен на первой странице, однако короткой и совсем не примечательной строкой в уголке разворота.На день позже, 1 мая, сообщение от Совета Министров СССР публикует газета «Правда» на второй странице своего очередного выпуска. Здесь материал уже более расширенный, однако все еще сдержанный и без каких-либо подробностей. Аналогичная новость повторится здесь и 2 мая.«На Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, поврежден один из атомных реакторов. Принимаются меры ликвидации последствий аварии. Пострадавшим оказывается помощь. Создана правительственная комиссия» (30 апреля 1986 года, «Известия», «От Совета Министров СССР»).
По словам Елизаветы Курчаковой, у «потерянности» новостей о Чернобыле в прессе были объективные причины – происшествие выпало на активное время подготовки к Первомаю и очередной годовщине победы в Великой Отечественной войне. Статьи об ужаснувшем весь мир событии появлялись вперемежку с новостями о субботниках и праздновании важных для советского человека дат. Однако постепенно эта тема все сильнее проникает в прессу – материалы становятся более глубокими и детальными.
Политическая борьба на страницах тульских газет
Комментарии к политически окрашенным статьям, касающимся ситуации с Чернобыльской АЭС, не нужны – отрывки из газетных хроник сами говорят о тех настроениях, которые были за рубежом. Через прессу власти СССР пытались отразить те обвинения, которые безостановочно летели в их сторону, а также развенчивать мифы, от которых «волосы вставали дыбом». Как отмечает специалист архива, лексика в таких материалах эмоционально окрашенная и имеет четкий посыл.
«Позиция международной общественности характеризуется советскими СМИ следующими словами – недостойная спекуляция, нагромождение лжи и обвинений, истерия, шантаж. Авария на АЭС называется первой в истории советской ядерной энергетики. Звучат слова, что за прогресс нужно платить, рассказывается о других авариях на АЭС, подчеркивается, что это событие не такое из ряда вон выходящее, каким его пытаются представить, в частности, западные СМИ. Ясно виден посыл – опровергнуть слухи, успокоить население и не нагнетать панических настроений», – говорит Елизавета Курчакова.
Приведем несколько цитат из материалов, посвященных международной обстановки на фоне чернобыльской катастрофы из тульских газет:
«Руководящие круги некоторых стран НАТО, прежде всего США и Великобритании, стремятся раздуть вокруг аварии настоящую истерию. В центре истерической кампании – антикоммунизм, антисоветизм, стремление накалить международные отношения, обвинить любой ценой СССР и весь мир социализма. <…> Это, наконец, и явная попытка отвлечь внимание от основных вопросов современности, которые выносит на международную арену Советский Союз, в том числе о прекращении любых ядерных испытаний, запрещении химического оружия, не говоря уже о комплексе предложений, касающихся ядерного и обычного вооружений» (6 мая 1986 года, «Коммунар», «Вокруг аварии»).
«Около 20 тысяч различного рода происшествий и неполадок произошло на американских атомных электростанциях с 1979 года. Такую цифру приводят авторы доклада, подготовленного американской общественной организацией «Паблик Ситизен» <…> по данным на 1985 год, на каждой АЭС в США в среднем происходило ежегодно по 33 инцидента, причем многие из них были весьма серьезными» (5 мая 1986 года, «Известия» со ссылкой на ТАСС, «Аварии на атомных станциях»).«…чудовищная сила скрыта под защитными оболочками, которые держат в узде работающий мирный атом, и несравненно более ужасная сила таится на складах ядерных боеголовок, созданных, чтобы разрушать и убивать. Все под атомом ходим, разбудив и укротив его, приручив, казалось бы, на все сто процентов. Но где и кто дал абсолютную гарантию повиновения?» (9 мая 1986 года, «Известия», «Думая о Чернобыле»).Однако не вся международная общественность настроена резко негативно против Советского Союза. Встречаются и иные рассуждения:«В районах аварии проводятся необходимые санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия; в западных «коридорах власти» распространяют опаснейшие бациллы недоверия между народами и государствами, стремятся вызвать эпидемии наиболее злокачественных политических заболеваний» (7 мая 1986 года, «Известия», «Чернобыль и Вашингтон»).
«Весь мир стал меньше, причем вследствие технологического прогресса. Одновременно мы в результате стали больше зависеть друг от друга. <…> … в этом уменьшенном мире только путем коллективных решений можно гарантировать выживание человечества» (9 мая 1986 год, «Известия», «Думая о Чернобыле», цитирование слов министра иностранных дел ФРГ Геншера).
Доклады в тульских газетах об обстановке на месте чернобыльской аварии
Помимо политически окрашенных статей появляются и объективные материалы о ситуации в зоне аварии – рассказывается о ликвидации последствий, в которой участвовали и ученые, и сотрудники правоохранительных органов, и члены партии, и пожарные, и другие специалисты, а также об эвакуации населения и лечении госпитализированных людей. Приводятся данные и об уровне радиационной нагрузки. При этом количество пострадавших и погибших не уточняется. Вот некоторые вырезки из газетных разворотов:
«Было отмечено, что работы по ликвидации аварии и устранению ее последствий проводятся организованно, с привлечением необходимых средств <…> Товарищи Рыжков Н.И. и Лигачев Е.К. побывали в населенных пунктах, где встретились с трудящимися, временно эвакуированными из района АЭС, интересовались организацией их быта, торгового, медицинского обслуживания, их трудоустройством, работой школ и дошкольных детских учреждений» (4 мая 1986 года, «Известия» со ссылкой на ТАСС, «Посещение района Чернобыльской станции»).«Наконец, люди из опасного района вывезены. Линия, 30-километровым кольцом окружавшая АЭС, плотно сомкнута. Внутри нее остались только те, кто занимается ликвидации последствий аварии или работает или работает на трех оставшихся блоках атомной станции. <...> Медики в районе Чернобыля работали круглые сутки – без выходных. К исходу первых суток все лица, с малейшими, даже теоретическими признаками лучевых поражений были госпитализированы в Полесскую и Иванковскую больницы» (7 мая 1986 года, «Известия», «Обстановка под контролем»).
«Радиация в Киеве составляет порядка 0,35-0,4 миллирентгена в час. Это совершенно не опасно для здоровья населения» (10 мая 1986 года, «Известия», «Обстановка нормализуется»).
Официальное выступление Михаила Горбачева
Официальное обращение генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева об ужасной катастрофе опубликовано в тульских газетах спустя три недели после аварии – в своей речи глава государства подводит итоги всей проделанной работы, называет количество погибших и пострадавших, с облегчением сообщает, что «худшее позади», однако особо подчеркивает, что трудностей будет еще много. Среди главных задач – ликвидация последствий аварии и обеспечение качественной жизни эвакуированным из зоны отчуждения. Не обошла стороной и тема международных отношений – Горбачев обращает внимание на «нагромождение лжи» в виде сообщений о тысячах погибших, братских могилах и вымершем Киеве.
«На сегодня 299 человек госпитализированы с диагнозом лучевой болезни разной степени тяжести. Семеро из них скончались. Остальным оказывается вся возможная помощь. <…> В адрес ЦК КПСС и Советского правительства идут тысячи и тысячи писем, телеграмм советских людей, а также зарубежных граждан, которые выражают сочувствие и поддержку пострадавшим. Многие советские семьи готовы взять детей на летнее время, предлагают материальную помощь» (15 мая 1986 года, «Коммунар», «Выступление М.С. Горбачева по советскому телевидению»).
Сборы средств для пострадавших туляками
В районных газетах Тульской области основной упор, по словам специалиста архива, делается не на международные отношения, как в региональных изданиях, а на помощь пострадавшим и сочувствие.
«Здесь мы видим, на какие действия жители СССР готовы пойти. Это посыл сплоченности, отзывчивости, взаимопомощи, поскольку авария на АЭС откликнулась в сердцах каждого советского человека. Люди были готовы отдать свой дневной или двухдневный заработок или даже премию за месяц или квартал. Люди жертвовали в основном от 10 рублей (средний двухдневный заработок – прим. ред.), а предприятия отправляли в качестве материальной помощи порядка 900-3 000 рублей. Одно предприятие даже обещало направить 17 000 рублей в качестве помощи. Такого типа статьи встречаются в газетах «Ленинское знамя» (Ленинский район), «Знамя коммунизма» (Щекинский район) и «Ленинская правда» (Богородицкий район)», – говорит археограф.
Какую помощь оказывают пострадавшим, активно решают на собраниях в трудовых коллективах в течение всего мая. Газетные страницы убеждают, что неравнодушным не остался никто.«…все советские люди близко к сердцу приняли то, что произошло на Чернобыльской атомной электростанции, горячо одобряют принимаемые партией и правительством меры для быстрейшей ликвидации последствий аварии» (21 мая 1986 года, «Ленинская правда», «Близко к сердцу»).«…отчислить в фонд помощи пострадавшим однодневную тарифную ставку и однодневный заработок <…> отработать один день и перечислить заработанные средства для оказания материальной помощи пострадавшим в результате аварии» (20 мая 1986 года, «Ленинская правда», «Единодушное решение»).
Такого рода сообщения встречаются и в региональных изданиях, например, в газете «Молодой коммунар»:
«Шло торжественное собрание, на котором вручались вымпелы и премии за победу в заводском социалистическом соревновании. Среди победителей назван был и механический участок цеха №3… <…> на собрании представители участка заявили, что решили перечислить всю премию – 135 рублей – в фонд помощи чернобыльцам <…> Не менее чем по 10 рублей решили перечислить на счет №904 члены бригады Т. Яцковой, КМК О. Лунчевой» (29 мая 1986 года, «Молодой коммунар», «Не оставим в беде»).
Правила гражданской обороны в тульских газетах
Тематика гражданской обороны в период радиоактивного заражения так же нашла свое место преимущественно в районных газетах. Как чистить одежду, сколько времени проводить на улице, где укрываться при сильном заражении, как вести себя при радиоактивных осадках, какую воду и продукты можно употреблять в пищу, какая норма радиации для человека в год – эти и многие другие вопросы поднимают районные издания.Примечательно, что в числе спикеров уважаемые люди, например, главный санитарный врач Богородицкого района.«Нельзя употреблять молоко от животных, которые паслись на зараженных пастбищах. <…> Ни в коем случае не уничтожайте продовольствие, зараженное радиоактивными веществами. После удаления верхнего слоя или спустя некоторое время вследствие естественной дезактивизации оно станет пригодным к употреблению» (24 мая 1986 года, «Ленинская правда», «Действия на местности, зараженной радиацией»).
«В результате действия естественного радиационного фона с учетом техногенных и медицинских добавок в настоящее время средняя суммарная индивидуальная доза облучения населения СССР как и других промышленно развитых стран составляет 400 миллирентген в год. Этот фон – естественный спутник нашей жизнедеятельности. <...> уже через 8 дней после выпадения радиоактивных осадков их доза уменьшится в 2 раза, через 16 дней – в 4 раза, через 24 дня – в 8 раз, через 2 месяца – в 128 раз, а через 80 дней – в 1024 раза» (30 мая, «Ленинская правда», «Нет оснований для беспокойства»).
Тульские газеты о ликвидаторах чернобыльской катастрофы
Примечательны и материалы без политических составляющих – о работе обычных людей на месте чернобыльской катастрофы. Так, в газете «Ленинская правда» от 11 июня можно встретить небольшую заметку «Ликвидация последний аварии на чернобыльской АЭС», где на фото представлены сотрудники научно-исследовательского института, разрабатывающие химическое вещество для снижения радиоактивного фона. Такие материалы, по словам Елизаветы Курчаковой, встречаются нечасто.
Ранее Тульская служба новостей сообщала, что в областном драмтеатре можно увидеть спектакль о жизни химика Валерия Легасова, который внес большой вклад в ликвидацию последствий Чернобыльской АЭС.
-
Школьники посетили музей трудовой и боевой славы КМЗ
-
«Росгосстрах» активно идет в онлайн – новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код
-
Активный, удобный и вкусный Новый год: успей на корпоратив в «Золотом городе»
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов
-
Три магистральные вены за 1 час 20 минут: ТСН24 на уникальной операции у известного хирурга Шохруха Зайниева