Тульский художник Корабельникова рассказала о вариантах работы с особенными людьми
В современном мире инклюзия в образовательной среде – это норма. Сейчас уже никого не удивишь работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако у родителей остаются страхи: что будет с их ребенком? А у педагогов возникает вопрос, как помочь ученику социализироваться и получить полезные знания, умения и навыки.
Ранее Тульская служба новостей писала материал о том, как принять рождение особенного ребенка и куда обращаться за помощью. Тульский психолог рассказала, какая помощь предусмотрена в нашем регионе. Сегодня корреспондент ТСН 24 поговорила с художником-педагогом Мариной Корабельниковой, которая с помощью рисунков и чтения помогает ребятам развиваться.
Привычные вещи для нас – удивительные для них
Как утверждает педагог, чтение и рисование учат рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы. А чтение вслух влияет и на дикцию, и на умение понимать интонации. По словам Марины Корабельниковой, творчество помогает абсолютно всем, «развивает нейросети в голове».
Как отмечает Марина Корабельникова, перед рисованием они с ребятами обычно читают небольшое стихотворное или прозаическое произведение, которое связано с темой занятия. Зима – снеговик, осень – тыква, весна – цветы и не только. Педагог работает в библиотеке и старается прививать воспитанникам любовь к чтению. По ее словам, у многих отсутствует понимание интонации. Как утверждает педагог, ребята могут угадать тему занятия, а уже затем приступают к созданию иллюстрации к произведению.«Занятия творчеством формируют положительный настрой – для нас чтение и рисование легко. А у ребят всегда разный уровень: у кого-то хороший, у кого-то плохой. Для многих просто повторить – уже подвиг, потому что разные особенности. Кому-то изобразить круг дается сложно. И представляете, какая для них радость, если получится картина, похожая на образец», — рассказывает художник.
Как утверждает художник, здесь можно увидеть разницу цветовых сочетаний и образов, узнать предметы на рисунках, усилить воображение.«Чтобы рисовать было проще, я всегда делаю образец, необходимый для понимания. Не все могут включить фантазию и создать что-то свое, но, если ребята дополняют рисунок, я только рада. Мы вслух проговариваем, какие цвета надо смешивать, что за материалы мы используем: акварель или гуашь. Это все разные приемы в рисовании: они видят различия, получают новые знания. Иногда я могу попробовать с ними скетчинг — небольшие наброски, куда мы добавляем рисование именно ручкой или карандашом», — раскрывает секреты своих занятий Марина Корабельникова.
На занятиях каждому нужен разный уровень внимания, рассказывает художник. По ее словам, всегда надо смотреть по способностям: кому-то нужна помощь в большей степени, кому-то просто подсказка. Со временем ребята привыкают, занятия творчеством помогают адаптироваться.«Перед каждым следующим занятием стараюсь узнать о предпочтениях в рисунках у ребят. Чтобы они учились рассуждать, делать выбор. Для них же еще общение очень важно: они мне свои новости рассказывают, а я им свои — о мероприятиях библиотеки, о книгах. Они все очень книгами интересуются, берут их с полки буккроссинга в библиотеке», — отмечает Марина Корабельникова.
Первый не всегда лучший
По образованию Марина Корабельникова — художник-педагог, может преподавать как в обычной школе, так и в художественной. Сейчас работает в Тульской областной научной библиотеке и ведет при ней студию «Атмосфера творчества», в которой занимается и с ребятами с ОВЗ.
Сейчас педагог поучаствовала и в семинарах, связанных с предоставлением услуг лицам с ОВЗ, прошла курсы по корректному общению, побывала в волонтерском лагере, смена которого была посвящена инклюзии. По словам Марины Корабельниковой, у нее уже наработан опыт, который во многом помогает, но самые первые занятия давались, конечно, с трудом.«Для работы с особенными людьми я специально повышала квалификацию в этой сфере. Сейчас в библиотеке занимаюсь чтением и рисованием уже со взрослыми людьми с ОВЗ от 18 лет. К нам приходят ребята из «Дома моих возможностей». У меня есть опыт в этом деле, могу помочь им социализироваться: рассказать не только о творчестве, но и о том, как надо вести себя на уроках или просто в библиотеке», — отметила Марина Корабельникова.
По словам художника, в начале этой работы невозможно без ошибок, это норма. Как отмечает педагог, ребенок может среагировать на одно слово, из-за этого результат урока будет не таким эффективным.«Первый мой опыт с особенными детьми был во время работы в музее. Там я занималась со школьниками, когда у меня не было еще никаких наработок. Это был стресс как для меня, так и для них. Они все со своими особенностями, реагировали друг на друга по-разному, а мне нужно было объяснить им материал поэтапно, это очень сложно. Но когда проведешь достаточно занятий, то уже поймешь, как себя правильно вести, как доносить информацию. А в комплексе уже видишь результаты», — добавляет Марина Корабельникова.
«Естественно, на первых занятиях были ошибки и с моей стороны. Сейчас я никогда не произношу слово первый на занятиях. Было время, когда мы ламинировали свои работы, а у меня занимался мальчик, который очень технику любил. И я сказала, что будем ламинировать по очереди – а первым начнет другой ребенок. Это его очень задело. Сейчас на занятиях я всех одинаково хвалю, поддерживаю и стараюсь не выделять», — отметила художник.
Если видишь отдачу – все не зря
Как утверждает Марина Корабельникова, она начала заниматься этой деятельностью из потребности помогать людям. По ее словам, свою основную творческую деятельность хотелось совмещать с коррекционной направленностью.
По словам Марины Корабельниковой, к воспитанникам «Дома моих возможностей» она ходила и в гости. Они вместе пекли шарлотку: подготовили продукты, месили тесто, распределяли обязанности. Художник отметила, что ребята учатся, как правильно вести себя с гостем.«Я вижу отдачу людей, их реакцию, знаю, что они скучают по нашим занятиям. Они наивные, на обычные вещи реагируют совершенно иначе. Когда занимаешься с ними, фотографируешь их, помогаешь, то начинаешь больше ценить прекрасные моменты», — делится педагог.
Ранее Тульская служба новостей писала, как туляк с ДЦП стал мастером 3D моделирования.«Я надеюсь, что со временем доступная среда в нашем городе будет больше развиваться, потому что не у всех сейчас есть возможность куда-то выезжать и ходить на занятия», — подытожила Марина Корабельникова.
-
Школьники посетили музей трудовой и боевой славы КМЗ
-
«Росгосстрах» активно идет в онлайн – новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код
-
Активный, удобный и вкусный Новый год: успей на корпоратив в «Золотом городе»
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов
-
Три магистральные вены за 1 час 20 минут: ТСН24 на уникальной операции у известного хирурга Шохруха Зайниева