Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
22 ноября
Все новости Все новости Все новости
Вышел на пенсию – забудь о машине? Автоинструктор и врач рассказали, стоит ли отбирать права у возрастных водителей

Автоинструктор и врач рассказали, нужно ли ограничить управление автомобилем для возрастных туляков

Вышел на пенсию – забудь о машине? Автоинструктор и врач рассказали, стоит ли отбирать права у возрастных водителей
Фото: Тульская служба новостей

Споры о возрастных водителях возникают среди автомобилистов регулярно – кто-то считает их самыми аккуратными и опытными, а кто-то, напротив, считает, что сниженная реакция и болезни могут стать причиной многих аварий. Этот вопрос неоднократно обсуждали и в Госдуме – в частности, ранее депутаты предлагали запретить водителям старше 75 лет выезд на скоростные трассы и управление автомобилем в ночное время. Нужно ли ввести верхнюю планку по возрасту для водительских прав – Тульская служба новостей обратилась за комментарием к автоинструктору Екатерине Шебаниной и заведующей отделением профосмотров Татьяне Алифановой.

Наехал на толпу в центре Тулы… Проехал на красный и насмерть сбил пешехода на переходе…

Менее чем за три месяца в областной столице произошло три обсуждаемых ДТП, виновниками которых стали возрастные водители. Так, на трассе М-2 «Крым» 25 сентября 83-летний мужчина насмерть сбил пешехода, который переходил дорогу по регулируемому пешеходному переходу. 27 сентября на Проезде Энергетиков 75-летний водитель сбил пешехода, который передвигался по трассе навстречу движению автомобилей. 26 октября на пересечении проспекта Ленина и улицы Советской в Туле 65-летний пенсионер наехал на толпу пешеходов, которые переходили дорогу по пешеходному переходу.

1
ДТП на трассе М-2 «Крым» 25 сентября 2023 года / Тульская служба новостей — ТСН24
Действительно ли с возрастом увеличивается риск попасть в аварию, или всё же все вышеперечисленные ситуации могли произойти с каждым?

«Это эйджизм»

Мнение автоинструктора Екатерины Шебаниной – ограничивать действие водительских прав возрастом не стоит. Единственный весомый критерий – наличие заболеваний, которые, к слову, могут быть выявлены и у молодых водителей.

«Эйджизмом попахивает. Это то же самое, что ограничить женщин в водительских правах. Я против такого подхода, потому что считаю, что среди людей в возрасте 70+ есть те, кто перещеголяет 20-30-летних. Ко мне приходят 20-летние ребята, которые не соображают, и берут от меня информацию гораздо сложнее, чем возрастные ученики. Одной моей ученице было 63 года, когда она пришла в автошколу, сейчас ей уже 66 – такая умница с ясным умом. Некоторые пенсионеры занимаются спортом, имеют абсолютно ясный ум, при этом у них нет серьезных болезней. Это стереотип, который очень распространен в России, поэтому людей в таком возрасте принимают за полутрупов. Я наоборот за то, чтобы и в 60, и в 70, и в 80 лет качать свой ум и изучать что-то новое, путешествовать и вести полноценный образ жизни. Другое дело, болезни. Если человек очень плохо видит или у него серьезная патология появилась, которая требует лечения сильными лекарствами, то, конечно, за руль садиться не нужно. Однако такое может произойти и с молодыми людьми», – говорит Екатерина Шебанина.

Иными словами, ограничить возможность управлять автомобилем, по мнению автоинструктора, может только плохое здоровье. В Тульской области проходят осмотры для водителей, которые могут временно или навсегда запретить человеку садиться за руль.

Осмотр каждые десять лет

Заведующая отделением профосмотров Татьяна Алифанова рассказала в беседе с Тульской службой новостей, как проходит проверка водителей на возможность управлять автомобилем.

«Приказа по ограничению верхней границы возраста автомобилиста не существует. Для возрастных водителей кроме обязательного психиатрического и наркологического освидетельствования, которое проходят все водители, проводится еще медосмотр окулистом и терапевтом. Окулист проверяет остроту зрения, что важно за рулем, а терапевт выявляет не только терапевтические патологии, но и проверяет слух, целостность конечностей, неврологическую симптоматику, а также спрашивает, какие лекарства человек принимает, поскольку некоторые могут снижать скорость реакции. По необходимости терапевт может направить водителя к лору, неврологу и другим врачам. Именно терапевт принимает окончательное решение о допуске к вождению. По правилам права меняются в ГИБДД один раз в десять лет – при смене документа водители проходят медосмотр. Также обязательна медкомиссия, если водитель был лишен прав. Если у терапевта возникают какие-либо подозрения, он может направить запрос в поликлинику по месту жительства для подтверждения диагноза и получения выписки или воспользоваться инфоклиникой», – отметила Татьяна Алифанова.

Помимо медицинских осмотров, которые проходят водители, существует также список лекарств, при употреблении которых не рекомендовано садиться за руль.

Лекарства, противопоказанные автомобилистам

В ГИБДД ранее составили список лекарств, при употреблении которых не рекомендовано садиться за руль – инспекторы даже выступили с инициативой законодательно приравнять их к психотропным и наркотическим. Однако это в данный момент всего лишь рекомендации – законодательно инициатива специалистов Госавтоинспекции строго запретить управление автомобилем при приеме ряда медикаментов так и не была поддержана. Иными словами, если у водителя в крови обнаружат действующие вещества лекарств из этого списка, при условии, что они не входят в перечень запрещенных наркотических и психотропных средств (постановление Правительства РФ от 30.06.1998 №681), никакой санкции к нему не может быть применено. В то же время сотрудники ГИБДД уверены – некоторые препараты настолько сильно влияют на психологическое и физическое состояние человека, что садиться за руль опасно.

водитель руль дорога ключи ручка (4).jpg

Например, в список не рекомендованных водителям препаратов входят спиртосодержащие лекарства (корвалол, сироп солодки и прочие), которые могут превысить содержание алкоголя в крови, антигистаминные препараты, которые могут замедлить работу центральной нервной системы, таблетки для лечения ЖКТ с содержанием лоперамида и метоклопрамида, которые могут снизить зрение и повлиять на координацию, а также антидепрессанты, транквилизаторы, препараты от укачивания и снотворные, которые могут вызывать сонливость и снижать реакцию.

Однако если в составе лекарственного препарата есть вещество, которое законом приравнено к наркотическим или психотропным, то садиться за руль не просто не рекомендовано, но строго запрещено. Продажа таких медикаментов контролируется, и, при обнаружении в крови входящих в их состав действующих веществ, водитель рискует нарваться на крупный штраф или лишение прав.

«Планирую уйти из профессии в 50 лет»

Тульская служба новостей выяснила мнение тульских водителей – замечали ли они аварийные ситуации на дорогах по вине возрастных водителей, согласны ли с необходимостью лишать прав водителей преклонного возраста, и готовы ли отказаться от автомобиля с выходом на пенсию. Мнения оказались неоднозначными.

«Я терпеливый и внимательный водитель. Тупить на дороге могут все, поэтому людей в возрасте нельзя грести под одну гребенку. По моему мнению, управление автомобилем никак не зависит от возрастных особенностей – скорее от темперамента человека, его физического и эмоционального состояния. Безусловно, чем человек старше, тем он должен быть внимательнее за рулём, поскольку притупляется реакция, однако опытные водители даже в преклонном возрасте не всегда этому следуют. Принято бояться новичков на дороге, но на самом деле куда опаснее опытные водители, которые в себе слишком уверены, и теряют бдительность. Старички на дороге, которые едут медленно, меня совсем не раздражают – обогнать его несложно. И уж тем более это гораздо проще, чем избежать столкновения с молодым Шумахером», – отметила тулячка Ольга Ильина.

«Я работаю водителем и, если честно, уже в 50 лет подумываю уйти на более спокойное место работы. Садясь за руль, ты берешь ответственность не только за себя, но и за других людей. Если не ограничивать пожилых людей в праве управлять автомобилем, то сделать медосмотры для них более частыми точно нужно. ДТП на дорогах с их участием происходят часто», – говорит Вячеслав Герасимов. 

«Люди разные – кто-то и в 50 лет ужасно водит, а кто-то в 80 лет прекрасно с этим справляется. Я могу привести в пример молодых людей, которые в 40 лет садятся пьяными за руль – можно таких лишать сразу?! Ещё до того, как они убьют кого-нибудь?! Или мой сосед, который с психическим диагнозом ездит, и никто его не проверяет! Вот это неправильно. А возраст – это только цифры. Однако считаю, что с 50 лет нужно ввести строгий медосмотр, чтобы хорошенько людей проверяли на умственные способности, психические особенности, зрение и слух», – говорит тулячка Светлана Шухова.

Ранее Тульская служба новостей сообщала, кто чаще всего виноват в ДТП с пешеходами, и сколько их произошло в регионе в 2023 году.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.