Автоинструктор и врач рассказали, нужно ли ограничить управление автомобилем для возрастных туляков
Споры о возрастных водителях возникают среди автомобилистов регулярно – кто-то считает их самыми аккуратными и опытными, а кто-то, напротив, считает, что сниженная реакция и болезни могут стать причиной многих аварий. Этот вопрос неоднократно обсуждали и в Госдуме – в частности, ранее депутаты предлагали запретить водителям старше 75 лет выезд на скоростные трассы и управление автомобилем в ночное время. Нужно ли ввести верхнюю планку по возрасту для водительских прав – Тульская служба новостей обратилась за комментарием к автоинструктору Екатерине Шебаниной и заведующей отделением профосмотров Татьяне Алифановой.
Наехал на толпу в центре Тулы… Проехал на красный и насмерть сбил пешехода на переходе…
Менее чем за три месяца в областной столице произошло три обсуждаемых ДТП, виновниками которых стали возрастные водители. Так, на трассе М-2 «Крым» 25 сентября 83-летний мужчина насмерть сбил пешехода, который переходил дорогу по регулируемому пешеходному переходу. 27 сентября на Проезде Энергетиков 75-летний водитель сбил пешехода, который передвигался по трассе навстречу движению автомобилей. 26 октября на пересечении проспекта Ленина и улицы Советской в Туле 65-летний пенсионер наехал на толпу пешеходов, которые переходили дорогу по пешеходному переходу.
Действительно ли с возрастом увеличивается риск попасть в аварию, или всё же все вышеперечисленные ситуации могли произойти с каждым?«Это эйджизм»
Мнение автоинструктора Екатерины Шебаниной – ограничивать действие водительских прав возрастом не стоит. Единственный весомый критерий – наличие заболеваний, которые, к слову, могут быть выявлены и у молодых водителей.Иными словами, ограничить возможность управлять автомобилем, по мнению автоинструктора, может только плохое здоровье. В Тульской области проходят осмотры для водителей, которые могут временно или навсегда запретить человеку садиться за руль.«Эйджизмом попахивает. Это то же самое, что ограничить женщин в водительских правах. Я против такого подхода, потому что считаю, что среди людей в возрасте 70+ есть те, кто перещеголяет 20-30-летних. Ко мне приходят 20-летние ребята, которые не соображают, и берут от меня информацию гораздо сложнее, чем возрастные ученики. Одной моей ученице было 63 года, когда она пришла в автошколу, сейчас ей уже 66 – такая умница с ясным умом. Некоторые пенсионеры занимаются спортом, имеют абсолютно ясный ум, при этом у них нет серьезных болезней. Это стереотип, который очень распространен в России, поэтому людей в таком возрасте принимают за полутрупов. Я наоборот за то, чтобы и в 60, и в 70, и в 80 лет качать свой ум и изучать что-то новое, путешествовать и вести полноценный образ жизни. Другое дело, болезни. Если человек очень плохо видит или у него серьезная патология появилась, которая требует лечения сильными лекарствами, то, конечно, за руль садиться не нужно. Однако такое может произойти и с молодыми людьми», – говорит Екатерина Шебанина.
Осмотр каждые десять лет
Заведующая отделением профосмотров Татьяна Алифанова рассказала в беседе с Тульской службой новостей, как проходит проверка водителей на возможность управлять автомобилем.Помимо медицинских осмотров, которые проходят водители, существует также список лекарств, при употреблении которых не рекомендовано садиться за руль.«Приказа по ограничению верхней границы возраста автомобилиста не существует. Для возрастных водителей кроме обязательного психиатрического и наркологического освидетельствования, которое проходят все водители, проводится еще медосмотр окулистом и терапевтом. Окулист проверяет остроту зрения, что важно за рулем, а терапевт выявляет не только терапевтические патологии, но и проверяет слух, целостность конечностей, неврологическую симптоматику, а также спрашивает, какие лекарства человек принимает, поскольку некоторые могут снижать скорость реакции. По необходимости терапевт может направить водителя к лору, неврологу и другим врачам. Именно терапевт принимает окончательное решение о допуске к вождению. По правилам права меняются в ГИБДД один раз в десять лет – при смене документа водители проходят медосмотр. Также обязательна медкомиссия, если водитель был лишен прав. Если у терапевта возникают какие-либо подозрения, он может направить запрос в поликлинику по месту жительства для подтверждения диагноза и получения выписки или воспользоваться инфоклиникой», – отметила Татьяна Алифанова.
Лекарства, противопоказанные автомобилистам
В ГИБДД ранее составили список лекарств, при употреблении которых не рекомендовано садиться за руль – инспекторы даже выступили с инициативой законодательно приравнять их к психотропным и наркотическим. Однако это в данный момент всего лишь рекомендации – законодательно инициатива специалистов Госавтоинспекции строго запретить управление автомобилем при приеме ряда медикаментов так и не была поддержана. Иными словами, если у водителя в крови обнаружат действующие вещества лекарств из этого списка, при условии, что они не входят в перечень запрещенных наркотических и психотропных средств (постановление Правительства РФ от 30.06.1998 №681), никакой санкции к нему не может быть применено. В то же время сотрудники ГИБДД уверены – некоторые препараты настолько сильно влияют на психологическое и физическое состояние человека, что садиться за руль опасно.
Например, в список не рекомендованных водителям препаратов входят спиртосодержащие лекарства (корвалол, сироп солодки и прочие), которые могут превысить содержание алкоголя в крови, антигистаминные препараты, которые могут замедлить работу центральной нервной системы, таблетки для лечения ЖКТ с содержанием лоперамида и метоклопрамида, которые могут снизить зрение и повлиять на координацию, а также антидепрессанты, транквилизаторы, препараты от укачивания и снотворные, которые могут вызывать сонливость и снижать реакцию.
Однако если в составе лекарственного препарата есть вещество, которое законом приравнено к наркотическим или психотропным, то садиться за руль не просто не рекомендовано, но строго запрещено. Продажа таких медикаментов контролируется, и, при обнаружении в крови входящих в их состав действующих веществ, водитель рискует нарваться на крупный штраф или лишение прав.
«Планирую уйти из профессии в 50 лет»
Тульская служба новостей выяснила мнение тульских водителей – замечали ли они аварийные ситуации на дорогах по вине возрастных водителей, согласны ли с необходимостью лишать прав водителей преклонного возраста, и готовы ли отказаться от автомобиля с выходом на пенсию. Мнения оказались неоднозначными.
«Я терпеливый и внимательный водитель. Тупить на дороге могут все, поэтому людей в возрасте нельзя грести под одну гребенку. По моему мнению, управление автомобилем никак не зависит от возрастных особенностей – скорее от темперамента человека, его физического и эмоционального состояния. Безусловно, чем человек старше, тем он должен быть внимательнее за рулём, поскольку притупляется реакция, однако опытные водители даже в преклонном возрасте не всегда этому следуют. Принято бояться новичков на дороге, но на самом деле куда опаснее опытные водители, которые в себе слишком уверены, и теряют бдительность. Старички на дороге, которые едут медленно, меня совсем не раздражают – обогнать его несложно. И уж тем более это гораздо проще, чем избежать столкновения с молодым Шумахером», – отметила тулячка Ольга Ильина.«Люди разные – кто-то и в 50 лет ужасно водит, а кто-то в 80 лет прекрасно с этим справляется. Я могу привести в пример молодых людей, которые в 40 лет садятся пьяными за руль – можно таких лишать сразу?! Ещё до того, как они убьют кого-нибудь?! Или мой сосед, который с психическим диагнозом ездит, и никто его не проверяет! Вот это неправильно. А возраст – это только цифры. Однако считаю, что с 50 лет нужно ввести строгий медосмотр, чтобы хорошенько людей проверяли на умственные способности, психические особенности, зрение и слух», – говорит тулячка Светлана Шухова.«Я работаю водителем и, если честно, уже в 50 лет подумываю уйти на более спокойное место работы. Садясь за руль, ты берешь ответственность не только за себя, но и за других людей. Если не ограничивать пожилых людей в праве управлять автомобилем, то сделать медосмотры для них более частыми точно нужно. ДТП на дорогах с их участием происходят часто», – говорит Вячеслав Герасимов.
Ранее Тульская служба новостей сообщала, кто чаще всего виноват в ДТП с пешеходами, и сколько их произошло в регионе в 2023 году.
-
Школьники посетили музей трудовой и боевой славы КМЗ
-
«Росгосстрах» активно идет в онлайн – новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код
-
Активный, удобный и вкусный Новый год: успей на корпоратив в «Золотом городе»
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов
-
Три магистральные вены за 1 час 20 минут: ТСН24 на уникальной операции у известного хирурга Шохруха Зайниева