Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
23 ноября
22 ноября
Все новости Все новости Все новости
Оставить на второй год или дать шанс доучиться с одноклассниками: учителя рассказали, нужно ли переводить на следующую ступень образования неуспевающих учеников

Школьный психолог Овсянникова назвала причины, по которым стоит оставить ученика на второй год

Оставить на второй год или дать шанс доучиться с одноклассниками: учителя рассказали, нужно ли переводить на следующую ступень образования неуспевающих учеников
Фото: Тульская служба новостей

Учителя школ в Республике Алтай пожаловались, что не могут без согласия родителей оставлять на второй год неуспевающих учеников. Об этом пишет «Парламентская газета» со ссылкой сенатора Татьяну Гегель. Член Совета Федерации поддержала обращение и заявила о намерении передать их обращение в профильный комитет.

Тульская служба новостей поговорила с учителями областной столицы, которые рассказали, нужно ли переводить на следующую ступень образования неуспевающих учеников.

Что думают педагоги

Большинство учителей Тульской области уверены, что неуспевающих учеников необходимо оставлять на второй год, но такая практика весьма редкая. Это связано с тем, что в обществе устоялось ложное мнение, что это стыдно, а также плохо сказывается на психологическом состоянии ребенка.

«На мой взгляд неуспевающих учеников нужно оставлять на второй год. Для некоторых это необходимо, чтобы усвоить материал, вырасти психологически и физически. К сожалению, общество отрицательно относится к подобным явлениям. Считается, что оставшиеся на второй год обречены на какие-то проблемы в дальнейшем, но это не так», — говорит учитель русского языка и литературы Наталья Павлова.

Такого же мнения придерживается учитель начальных классов Екатерина Бокова:

«Да. Однозначно. Лучше программу пройти еще раз и усвоить чем перейти в другой класс и упустить еще больше. Неуспеваемость накатывается на ребенка, как снежный ком. Он может погрязнуть в пучине незнания. С каждым годом наверстать упущенное будет все сложнее и сложнее».

С подобной позицией согласились более 70% анонимно опрошенных учителей. Многие отмечали, что такая практика была бы полезна для некоторых учащихся, но для многих школ авторитетность и хорошая репутация важнее:

«Лучше поставить удовлетворительную оценку, закрыв глаза, чем объяснять родителям и комиссии, почему ребенка нужно оставить на второй год», — сказала учитель начальной школы Валерия Иванова.

Есть альтернативное мнение у учителя культурологии, музыки и искусств Ольги Волковой. Педагог считает, что у детей, оставленных на второй год, совсем пропадает мотивация к обучению.

«Если говорить про старшие классы, например, девятый, конечно, проще выдать аттестат и отправить в свободное плавание. Возможно, ученик станет хорошим специалистом в какой-то профессии, где нужны другие навыки больше, чем школьные предметы.

Тут вообще разбираться надо, почему ученик не освоил школьную программу. Одно дело, если он умственно на это не способен — тогда, возможно, имеет смысл пойти в специализированную школу, а если он просто не хочет, бунтует, не делает домашние задания — тут уже другой вопрос.

Возможно, есть проблемы в отношениях с учителями, сверстниками и даже родителями. Я редко встречала такое, чтобы на второй год оставались в младших классах. Это в основном те, кто вообще не говорит по-русски. Им очень тяжело дается освоение русскоязычной школьной программы и это беда нашей системы образования.

Есть программы, нормы, системы оценки, которым ученик должен соответствовать. В противном случае – это оценка два, но опять же это не оценивает его как личность, это всего лишь уровень его знаний. И тут вариант один: искать подход друг к другу», — рассуждает педагог. 

Что думают родители

Родители считают, что оставлять детей на второй год не нужно, но даже если вводить такую практику, то полностью менять систему образования, чтобы это не ставило клеймо на ребенка и его семью.

«Со мной в параллели учился второгодник. Он естественно был старше всех в классе и многие относились к нему с пренебрежением, мол, тупой, что с него взять. По сути, это клеймо», — сказала Виктория Золоторева, мама двоих детей.

«Я против того, чтобы оставлять ребенка на второй год, нужно искать способы, как ему помочь. Если у ребенка проблемы со здоровьем, у него нет физической возможности учиться успешно, то в данной ситуации даже будет лучше, если его оставят на второй год, повторить ещё раз, ведь не все с первого раза могут освоить материал. Для ребёнка это будет лучше. Ведь это больший стресс, так как ребёнок отстаёт.

Только одно большое НО: не оглашать такое среди родителей и не муссировать эту тему. Спокойнее к этому относиться, разбирать каждый случай в отдельности. Привлекать больше специалистов», — говорит мама Татьяна Воронова.

Некоторые родители считают, что в первую очередь нужно обращать внимание на то, что происходит в семье, так как климат в доме влияет на успеваемость ребенка.

«В случаях если ребёнок не успевает по вине родителей, то нужно контролировать взрослых. Возможно даже как-то наказывать, если в семье асоциальный образ жизни. Еще один вариант пробовать переводить ребёнка на дистанционное или домашнее обучение», — говорит Светлана Соловьева.

Мама троих детей Евгения Орлова уверена, что необходимо менять систему образования. Тогда оставлять на второй год не будет столь позорным, а дети будут действительно получать необходимые знания.

«Я считаю, что это должно называться по-другому. Должна быть иная система оценивания, чтобы ребёнка психологически не ломать. Например, как это практикуется в Германии: есть цель перейти в следующий класс, им никто не гарантирует, что они все ее достигнут, говоря о том, что это зависит от того, как ты усвоил материал, готов ли получать новые знания и перейти на следующий уровень. Если этого не происходит (ребенок не перешел в следующий класс) — не делается из этого никакого страдания. Ребёнок учится заново, если он не выучил программу», — говорит женщина.

Папы в этот вопросе также придерживаются мнения, что ребенку нужно обязательно дать возможность учиться дальше.

«В нашей системе образования остаться на второй год — это удар по ребёнку, удар по родительскому самолюбию, плюс ко всему, это потеря года. Ребенок попадает новый коллектив, терпит насмешки от нового и старого коллектива, учителя — ставят клеймо и будут относится к нему, как к дурочку.

Если это временная ситуация, конфликт в семье, например, то всеми силами необходимо исправить ситуацию. Если у ребёнка действительно проблемы по здоровью, то это уход в коррекционную школу, где поможет специалист, чтобы в будущем сформировались необходимые навыки», — сказал отец семилетнего мальчика Антон Рогов.

Школьный психолог рассказала, нужно ли оставлять на второй год

Вопрос о том, стоит ли оставлять ребёнка, испытывающего трудности в обучении, можно рассмотреть как с положительной, так и с отрицательной стороны, считает школьный психолог Елена Овсянникова.

Если ребенка оставить на второй год, то из плюсов такого повторного обучения конечно, является возможность спокойно, без спешки, понять то, чего не понял в прошлом году, научиться тому, чему не научился, повторить то, что плохо запомнил и закрепить то, что он уже знает. Это даст возможность создать более крепкий «фундамент» для новых знаний и более успешно учиться дальше в последующих классах.

Из минусов Елена Овсянникова называет следующее:
  • Стресс для ребёнка, когда его сверстники переходят в следующий класс, а ему приходится снова учиться в данном классе, и он может почувствовать себя неумехой, неудачником и ни на что не годным. Но этот минус можно смягчить, если выбрать для объяснения ситуации ребёнку правильные слова.
  • У ребенка сменится учитель (классный руководитель) и коллектив, к которым он уже адаптировался, и придется привыкать снова. В некоторых случаях, это не всегда минус, и в новом классе, с другим учителем ребёнку может быть заметно лучше и легче, чем было. Тут многое зависит и от самого ребёнка, и от учителя, и от детей.
  • Как старые, так и новые одноклассники могут смеяться над второгодником: вот, мол, дурачок, плохо учился. Опять же это может перерасти в «буллинг» в классе. И для всех ребенок может стать изгоем.

Психолог также говорит, что важно взвесить все за и против:

«Если рассмотреть ситуацию, что несмотря на низкий уровень знаний ребенка все же перевели в последующий класс, то из плюсов здесь будет только то, что ему не придется заново адаптироваться к учителю и классному коллективу, а вот минусов уже гораздо больше».

Минусы, в дополнение к предыдущим, могут быть следующими:

  • Учиться станет еще труднее, так как нет основы, фундамента знаний.
  • Ребёнок будет чувствовать себя глупее других, т.к. остальные дети будут с успехом изучать новый материал, а ему в силу того, что очень много пробелов в знаниях за предыдущий класс будет очень трудно, а чаще – просто невозможно в нём разобраться и понять его. Соответственно, и высоких отметок ждать не придётся. Все это приведет к увеличению уровня стресса, тревожности, негативных эмоциональных переживаний.

По словам специалиста, большинство детей сталкиваются с различными трудностями в процессе школьного обучения. Есть дети, которые только в старших классах спохватываются и начинают учиться, но выбрать, что же будет лучше для каждого конкретного ребёнка – оставлять его на повторное обучение или нет – уже задача родителей.

«Отсутствие проблем в школе-хороший признак психического, эмоционального и физического здоровья ребенка», — резюмировала психолог.

Читайте также: психолог Майя Андрияничева дала советы, как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.