Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
22 ноября
Все новости Все новости Все новости

От Анголы до Северного полюса: тульский пилот о работе в гражданской авиации, суевериях и разборах полетов

От Анголы до Северного полюса: тульский пилот о работе в гражданской авиации, суевериях и разборах полетов
Фото: Юрий Амелин

Небо – родной дом не только для птиц, но и для истинных пилотов. Издавна принято считать, что представители этой профессии – сильные, умные и мужественные люди. И неспроста – сложностей в работе действительно много. 9 февраля в День гражданской авиации Тульская служба новостей публикует большое интервью с пилотом родом из оружейной столицы Юрием Амелиным, за спиной у которого тысячи удачных посадок как на просёлочных африканских дорогах, так и на дрейфующих льдах Арктики. 

От диких африканских стран до Северного полюса

Более чем за 37 лет работы Юрию Амелину пришлось преодолеть многое на пути к своему любимому делу – несколько лет не мог поступить в колледж из-за высокого конкурса, а после обучения и успешного начала карьеры в тульском аэропорту в Мясново остался без работы в период Перестройки и отправился на заработки в дикую африканскую страну Анголу, где шли военные действия.
Во время перестройки и массового банкротства компаний закрывались аэропорты, и многие пилоты остались без работы. Как бы я ни пытался обивать все пороги, места так и не нашел, поскольку рынок труда был переполнен. В это время меня пригласили неофициально на заработки в Анголу, кошмарную африканскую страну, где до 1975 года официально можно было есть людей, а в 90-е там шла затяжная война. Люди думают, мы там отдыхали под пальмами и ели бананы, но нет – возили раненных и убитых солдат, военных на задания, взрывчатки, оружие. Сначала страшно, ситуаций жутких было много, а потом привыкаешь ко всему и становишься частью этой беспощадной игры. Как сейчас помню, летят солдатики на разминирование – грустные, подавленные, с костылями на всякий случай, а обратно уже весёлые – кто без ноги, кто без руки, но живые. Как только ситуация с рынком труда стабилизировалась и меня пригласили в одну из российских авиакомпаний, я согласился моментально, даже не узнал о зарплате, очень хотелось на Родину», – отметил пилот.
Именно опыт африканских полетов помог Юрию Амелину войти в число немногих, кто летал на Северный полюс и садился на дрейфующие льды.

«В России осталось всего несколько пилотов, имеющих допуск к посадке на дрейфующие льды на Северном полюсе. Мне посчастливилось там побывать. Как ни странно, но африканский опыт в этом помог. В Африке мы садились непонятно где – и на просёлочные дороги, и в деревнях, где посадочные полосы грунтовые и в ужасном состоянии. Это и помогло потом победить Северный полюс – туда у меня было три командировки, совершил 33 посадки на дрейфующие льды. Ситуация там осложняется множеством факторов – скользким ледовым покрытием, короткими посадочными полосами, а из-за сколов она может стать еще меньше. 1500 тысячи километров ты летишь надо льдом, и не дай бог что-то пойдет не так – медведь скажет тебе: «Здравствуйте, было вкусно». Вообще, это отдельный мир. Сейчас все поголовно стремятся посетить это место – и с аквалангом туристы там ныряли, и на воздушном шаре летали. Никаких замков и храмов там нет, просто тысячи километров льда, но люди хотят туда попасть, видимо, потому что все мечты закончились. Такая поездка на один день стоит порядка 20 тысяч евро», – рассказывает Юрий Амелин.

MyCollages (18).jpg
Первые полеты / Юрий Амелин
В работе пилота риска много, однако есть, для чего рисковать – множество удивительных историй могут вспомнить представители этой профессии. Самые интересные из них можно издавать отдельной книгой.

«Однажды мы везли дельфинов из Японии во Вьетнам. Находились они в специальных ваннах, обложенные со всех сторон льдом. Из-за непогоды нам пришлось ночевать на Тайвани. Дельфины, которые перед полётом были обколоты специальным препаратом, из-за долго простоя проснулись и устроили нам целое представление. Менеджер носилась и во всех ресторанах скупала лёд – найти его там в 35-градусную жару сложно. Животные всё изгадили, запах стоял удивительный – доставили их к месту назначения с трудом», – вспоминает пилот.

Полеты «в Париж за трусами»

Текущее положение Юрия Амелина хоть и кажется гораздо более скучным в сравнении с африканской и арктической линиями его биографии, однако так же не лишено своей романтики – в данный момент он работает пилотом частного самолета. 

«Когда авиакомпания, в которой я работал, обанкротилась, мне знакомые сразу же предложили место пилота частного самолета – начальник у них как раз ушел на пенсию. Возим мы владельца этого самолета, его жену, детей и друзей – по работе, на отдых, развеяться на несколько дней или просто «в Париж за трусами». Летали в Милан, Германию, Францию и другие страны Европы. Садимся мы обычно в маленьких аэропортах, которые могут нас принять, поэтому туристы всегда очень удивляются появлению нашего яркого самолета в российском стиле – фотографируют, галдят. После пандемии и начала спецоперации в основном летаем в ОАЭ», – отметил мужчина.

Сапожник без сапог?

Все знают пословицу о сапожниках без сапог, которые ежедневно чинят обувь другим людям и не имеют времени на себя. Юрию Амелину в этом плане повезло – много, где побывал, и много, что видел.

«Есть среди пилотов такая байка: «– Ты в Париже был? – Был – Ну и как там? – 3500 бетон (3,5 километра бетонной посадочной полосы – прим. ред.)». К счастью, у меня не так – не просто трамвайчиком туда-сюда катался, а много чего посмотрел. И в океане купался, и рыбу ловил, и замки с пирамидами видел, и забирался на высокие соборы в Милане по узкой высоченной лестнице, что аж сердце выпрыгивало – впечатлений тьма. В Судане видел пирамиды, которые предшествовали известной египетской цивилизации, а под этими пирамидами целые города с иероглифами. Город находится на Ниле, и там я единственный раз в жизни пил сырую воду из этой реки. Видел также уникальную гору в Африке – чистое место, равнина, пески, и откуда ни возьмись появляется гора цилиндрической формы. И что интересно – на вершине этой горы проходит дорога, которая начинается с обрыва и заканчивается обрывом. Внутри этой горы сейчас проходят раскопки – там находится целый храмовый комплекс», – делится воспоминаниями Юрий.

1.jpg
Полеты в Африку / Тульская служба новостей — ТСН24

«На обочину не съедешь»

Быть пилотом – это ставить работу на первое место, а личную жизнь – на второе. Это не только посещать интересные места, но и не спать ночами, экстренно принимать решения.

«Работа пилотом – это не просто белая рубашка с перчатками и красавицы-стюардессы, подносящие кофе, но и смена часовых поясов, работа ночью, большие нагрузки на организм и психику. Ситуаций в полёте происходило много разных – и на одном двигателе летел, потому что птица попала, и возгорание было. На обочину не съедешь – пытаешься делать всё возможное. Если ранее в гражданских самолетах были парашюты у пилотов, то сейчас их нет – пилот борется до конца за свою жизнь и за жизнь каждого пассажира. Чтобы работа приносила удовольствие, нужно этим делом жить», – заключил пилот. 

Самые суеверные из суеверных 

У представителей каждой профессии есть свои суеверия, а пилоты, пожалуй, могут возглавить рейтинг самых суеверных людей.

«Пилоты – очень суеверный народ. Ни в коем случае нельзя в самолете свистеть – может что-то сломаться. Если среди экипажа есть женщина, нужно поднять камушек с земли и положить его в самолёт – тогда в небе всё пройдет хорошо. Если захотел справить нужду, ни в коем случае нельзя это делать в голове самолета – только в хвосте, а иначе кирдык. Когда я служил в армии, у нас не было тринадцатого парашюта, а самолет №13 никогда не поднимался в воздух, только как тренажёр использовался на земле. Также нельзя ничего загадывать из разряда: «Сейчас мы быстренько слетаем и вернемся, наварим щей». 100% где-то застрянешь и будешь куковать. У нас даже есть такое правило – никогда не выкидывать жопки от колбасы и кости из тормозков – пригодится ещё суп сварить», – отметил пилот.

А девушки потом? 

У пилотов хоть и есть примета о женщинах и камнях, однако в современном мире все чаще представительницы прекрасного пола садятся за руль самолета. Внимать советам известной песни и откладывать девушек на потом уже совершенно необязательно –первым делом и самолеты, и девушки. 

«Сейчас стало модным у женщин становиться пилотами. Раньше в училища их не брали, поэтому стать пилотом можно было только после тренировок в каком-нибудь аэроклубе. Случаи были единичны – одна женщина-пилот на 28 тысяч квадратных километров. Сейчас по специальной связи, установленной в кабине пилотов, всё чаще можно услышать женские голоса, особенно английскую речь. Много женщин-пилотов и в России», – рассказал Юрий.

3.jpg
Рабочие моменты / Юрий Амелин

«Все гайки закручены» или почему самолётом безопаснее

Статистика неумолимо убеждает пассажиров, что самолеты являются самым безопасным видом транспорта. Юрий Амелин не только с уверенностью подтвердил этот факт, но и дал этому логическое объяснение.

«В самолёте «все гайки закручены» – в прямом смысле есть специальная проволока, которой закручивают каждую гайку, чтобы она не открутилась. Также есть специальные люди, которые выпускают самолёт в небо и несут уголовную ответственность за халатное отношение к работе. Каждые 300 часов полёта самолёт отправляется на ремонт – по регламенту меняют даже те детали, которые ещё исправны, но свой срок уже отслужили. Все проверки ведутся под подпись, информация вносится в специальный журнал. Перед каждым полётом и выполнением какого-то манёвра пилот должен обязательно зачитать карту контрольных проверок, которая висит в кабине. Кроме того, на специальную несгораемую проволоку записывается всё, что происходит в самолете – в случае катастрофы записи прослушиваются. Также усовершенствовалось радиоэлектронное и радиолокационное оборудование – можно без проблем увидеть неблагоприятную погоду по локатору и не допустить обледенение самолёта и попадание под грозу», – рассказал пилот

Лётные пособия написаны кровью экипажей

Разбор полётов – этот фразеологизм прочно вошел в обыденную речь людей. Однако для пилотов это специальный профессиональный термин.

«Принято считать, что основная книга пилотов «Руководство по лётной эксплуатации» написана кровью экипажей. Мы тщательно разбираем все катастрофы, прослушиваем последние минуты записей, делаем выводы. Это делается не для того, чтобы поглумиться, а чтобы самим потом не повторить таких ошибок – непредвиденных ситуаций может произойти много, и не всегда получается их решить за несколько минут. Позже разборы этих случаев включаются в учебные пособия», – заключил специалист.

Читайте также на сайте Тульской службы новостей:

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.