Государственный контроль и надзор: взгляд адвоката
Трагедия в Кемерово, которая потрясла всех без исключения Россиян очевидно является следствием дезорганизации надзорных органов. Причем эта ситуация не только в Кемеровской области, но и по всей стране (за редким исключением).
До прихода в адвокатуру я был тесно связан с работой надзорных органов, видел все недостатки этой работы и если угодно порой бессмысленность тех мер, которые применяются. И дело тут совершенно не в коррупции, масштабы которой, на мой взгляд, преувеличивают, а дело в том подходе к организации контроля и надзора, который избрала наша исполнительная власть за последние десять лет. Причем, каждый смотрит на эту проблему по своему, дает свои рекомендации по улучшению работы, которые порой заслуживают внимания, а порой являются чушью.
На мой взгляд, первой и основной проблемой, которая стоит перед надзорными органами – это направленность проверки. Проверять нужно не юридическое лицо, а объект – здание, строение, сооружение или комплекс. Представьте себе небольшой Российский городок, в котором предприниматель построил трехэтажное здание, ввел его в эксплуатацию и сдал в аренду разным предпринимателям: под аптеку, розничный магазин, кафе, медицинский кабинет, какой-нибудь офис. Причем у всех этих предприятий разный и противопожарный и санитарно-эпидемиологический режимы. И если в кафе не соблюдается режим дезинсекции, то тараканы из этого кафе не остановятся с извинениями перед входом в аптеку или продуктовый магазин, а пламя пожара испепелит все здание, не взирая на планировку бизнеса в нем. Сегодня ситуация другая: проверяющий инспектор, имея распоряжение на проверку аптеки в этом здании, не вправе проверять в нем другие объекты, его на порог не пустят, даже если он увидит несоблюдение установленных норм, и это будет вполне законно. Поэтому проверять необходимо не юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, а объект, причем полностью!
Если кто-то из Вас решит проверить ту или иную компанию, зарегистрированную в России, то достаточно зайти в Интернет и на сайте налоговой службы Вы сможете подробно изучить все, что Вас интересует, за исключением коммерческой тайны. А почему бы не сделать тоже самое с объектами, которые нас окружают? Почему бы не ввести паспортизацию объектов, выделяя им надзорные номера, создать специальный государственный Интернет-портал, в котором будет расписано когда этот объект проверялся, какие там были выявлены нарушения, когда они были устранены? Сегодня эта информация разрознена, не каталогизирована и получается заинтересованными лицами по случаю. Более того, открытость такой информации будет существенно способствовать снижению коррупционности в этой области. Паспортизация поднадзорных объектов – вот что еще необходимо!
Самое ужасное (и я уверен все инспектора меня сейчас поддержат) – не делайте юристов из инспекторов пожарного, санитарно-эпидемиологического и иного надзоров! Они должны выявлять несоответствия установленных требований в поднадзорных объектах и не быть озабоченными правильностью соблюдения юридической процедуры. Еще раз: задача инспектора выявить нарушение на объекте – обращаю внимание: не административное правонарушение, за которое назначается наказание, а нарушение технических требований (ГОСТов, СанПинов, ППБ и прочего). Выявлением виновных и назначением наказания должны заниматься юридические структуры: прокуратура, суд или специально создаваемые комиссии и именно на этом этапе (выявление виновных и назначение наказания) становится актуальным: в ведении какой организации находится участок с нарушениями, какое должностное лицо за это отвечает и прочее. Разделение специализированных и юридических функций в рамках контроля и надзора – важнейший вопрос!
Эффективно работать будет только технологически правильно выстроенная система. А пока такой системы не будет мы постоянно будет оплакивать жертв этого разгильдяйства и злиться на армию надзорных чиновников, полезность работы которых под большим сомнением.
При этом важно найти баланс между «не кошмарить бизнес» и «навести порядок в стране», так как порой чрезмерные перегибы решают одну проблему, но создают другую. Проверки и вообще вся контрольно-надзорная система не должна быть нацелена против бизнеса, а напротив поддерживать его, помогать предпринимателям организовать свою работу так, чтобы они соблюдали все требования, проводить инструктаж, давать разъяснения и прочее.
Реклама
-
Сотрудники КМЗ в костюмах Деда Мороза и Снегурочки вручили детям новогодние подарки
-
На крупнейшей в России онлайн-площадке изменят систему поиска товаров
-
Жители Тулы выбирают онлайн-банки
-
Промышленный туризм в Тульской области: необычное путешествие и заводские цены
-
Как малому и среднему бизнесу защититься от киберугроз: советы от эксперта «Лаборатории Касперского» Алексея Киселева
-
Министр массовых коммуникаций Тульской области поздравил ассоциацию «Медиа Траст» с получением самой престижной награды в области радиовещания