Тула в Сирии. Один день из жизни солдата-контрактника
«Тульская служба новостей» – о нашем земляке, пережившем командировку в Алеппо.
"Золотая молодежь" тоже служит
22-летний Саша (имя изменено – прим. автора) несколько раз переносил нашу встречу. А когда все-таки добрался до редакции, то внутрь заходить не решился и попросил поговорить с ним на улице - "тут видимость лучше". Модная прическа, солнцезащитные очки, татуировки – сложно поверить, но за спиной у парня служба в армии и командировка в горячую точку.
- В детстве я около года прожил в Сирии, - начинает рассказывать Саша, одновременно затягиваясь сигаретой. – В классе седьмом родители по работе переехали в Алеппо. У меня был вариант остаться с дедом в Туле, но я, естественно, выбрал поездку за границу. Город очень понравился. Хотя трущобы прятались прямо за центральными улицами. Люди приветливые, улыбчивые. Кто знал, что вернусь обратно. Что город превратится в руины и я в этом разрушении приму участие…
Служба армии в Сашины планы на жизнь не входила – имелся родственник в «солидном» чине. Но, к удивлению юноши, вкусить прелести армейской жизни ему предложили родители. Мол, негоже прикрываться фамилией и игнорировать повестки.
- Так получилось, что семья мы не бедная и, при желании, купить «военник» труда бы не составило, - улыбается мой собеседник. – Однако родители настаивали на армии. Отец служил, дедушка служил и так далее. Пришлось на третьем курсе брать академический отпуск в институте и отправляться в военкомат. Ждал распределение три дня. Физическими данными меня природа не обделила, так что я хотел в спецназ попасть. Но меня забрали в разведку…
Служить молодому человеку пришлось в Карелии. Первый увольнительный день провел в комнате досуга и отдыха – родные не смогли приехать на присягу. Тем не менее, 12 месяцев пролетели незаметно, а за несколько недель до «дембеля» Саше предложили службу по контракту.
Таким был Алеппо за несколько лет до начала военных действий
На "курорт" за деньгами
По словам Саши, на контракт он согласился моментально. Просто потому, что предлагали хорошие деньги и не особо напряженные условия.
- За год у меня не было ни одного скучного дня, - вспоминает Александр. – Просто повезло с частью, наверное. Знакомые рассказывают, как моют плац шампунем и красят траву. А у нас каждый день занятия были. Теория и практика. Стрельбы раз в неделю. В общем, я втянулся. Кроме этого, контракт обещал неплохие деньги, на которые я планировал открыть магазинчик небольшой. Предупредил родных о своем решении и поставил подпись на контракте…
Только что отпраздновавший 22-й день рождения туляк рассчитывал остаться в Карелии. Воспитывать новобранцев и помогать офицерскому составу с дежурствами по части. Но судьба распорядилась иначе, и в декабре 2016 года молодой человек вернулся в Алеппо.
- От контракта прошло только четыре месяца, можно было бы его спокойно разорвать, - говорит Саша, затягиваясь очередной сигаретой. – Но я подумал, что бояться нечего, ведь военные действия там практически закончились. А за три недели в Сирии предлагались такие деньги, что можно было не только открыть магазин, но и замахнуться на ипотеку. Я согласился, тем более, нам сказали, что мы будем находиться в непосредственной близости от артиллеристов. Считай, на курорт едем…
Близким о своей поездке «на курорт» Саша говорить не стал. Они и так довольно неодобрительно отнеслись к его «контрактному заскоку». Поэтому для них была сочинена версия о военно-полевых учениях в местах, где не ловит связь.
Сегодня на месте красивых старинных зданий остались только руины
"Ничего, кроме желания выжить..."
Первые две недели взвод Саши провел в Латакии. Крупнейший порт Сирии, где располагается база ВКС России, давал надежную защиту. Казалось, что поездка в горячую точку действительно окажется курортной.
- Оставалось дней пять до конца командировки, когда нас перебросили в окрестности Алеппо. Восточные районы города были практически освобождены, мы должны были проверить некоторые улицы перед тем, как там начнут работать саперы. Задача была понятна и проста, так что на задание мы отправлялись под шуточки и смешки…
В ходе нашего разговора Саша выкурил практически целую пачку сигарет. Говорит, закурил после того дня в Алеппо. Дня, который он уже не надеялся пережить.
- Первые выстрелы прозвучали как хлопушки, - тихо рассказывает уже бывший разведчик. – Помню, мой товарищ начал заваливаться, а у меня в голове мысли: «Почему не видно конфетти?». Страха не было вообще. Когда я осознал, что все происходит в реальности, не осталось ничего, кроме желания выжить. Определил точку, где сидит стрелок и начал вести ответный огонь…
Саша и еще двое солдат укрылись в полуразрушенном доме. Один из разведчиков погиб на месте. Три человека, в том числе и командир взвода, получили ранения. Перестрелка продолжалась не более 2-3 минут. Затихла так же мгновенно, как и началась. По рации вызвали помощь и врачей. А когда раненных грузили в машины, в сторону российских солдат прилетела граната.
- Граната упала в метрах 10 от нас, - продолжает рассказывать Саша. – Знаете, говорят, что в критических ситуациях время застывает, и мы начинаем мыслить быстрее. Так вот, у меня такого не было. Я просто оцепенел. Вся жизнь перед глазами тоже не пролетала. Просто стоял и надеялся, что умру сразу, а не буду мучиться с инвалидностью. А вот мой товарищ оказался не трусом – он взял и прыгнул на снаряд. Накрыл его собой, чтобы спасти нас. Парень на год младше меня был...
Как рассказывает Саша, все это заняло какие-то секунды. Бросавшего гранату засекли и ликвидировали. А от тела героя практически ничего не осталось. На родину отправляли закрытый гроб.
Алеппо был освобожден в декабре 2016 года
"Хэппи-энд" или травма на всю жизнь?
После возвращения в Россию Саша отслужил еще месяц, а потом контракт пришлось расторгнуть. Из-за бессонницы. Саша боялся засыпать, потому что каждую ночь во сне возвращался тот день из Алеппо.
- Дошло до того, что я не спал на протяжении четырех суток и понял, что больше не могу это выдерживать. Что мне нужна помощь. Уехал домой, родители посоветовали хорошего психолога. Хожу к нему два раза в неделю. Та сцена снится гораздо реже, но кошмары мучают. Иногда просыпаюсь от своего крика…
Кстати, денег из Сирии и в самом деле хватило на небольшой магазинчик. А вот ипотека уже вышла не по карману – деньги уходят на частного психолога. Плюс, Саша собирается сделать своей девушке предложение и средства понадобятся на организацию пышной свадьбы.
- Не знаю, можно ли сказать, что у меня все закончилось «хэппи-эндом», - завершает Саша. – С одной стороны я остался жив, с другой – на учебе не восстановился. Что в будущем будет с магазином – тоже не ясно. Поэтому сейчас я просто живу и стараюсь вычеркнуть из памяти негативные моменты. Хотя, забыть такое, наверное, просто невозможно…
Вернувшись домой, Саша удалил все армейские фото
Текст: Артем Жильцов
Фото: George Ourfalian, Khalil Ashawi.
-
Школьники посетили музей трудовой и боевой славы КМЗ
-
«Росгосстрах» активно идет в онлайн – новая платформа РГС.Онлайн и новый дизайн-код
-
Активный, удобный и вкусный Новый год: успей на корпоратив в «Золотом городе»
-
Медиа-скорпион Тульской области: генеральный директор МИЦ ТСН24 Татьяна Горюнова отмечает юбилей
-
Свободная дата 2.0: как Тула собрала на праздник ивент-экспертов из разных городов
-
Три магистральные вены за 1 час 20 минут: ТСН24 на уникальной операции у известного хирурга Шохруха Зайниева