Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
04 ноября
Все новости Все новости Все новости
О назойливом спаме, «черном списке» компаний и 115 миллионах рублей штрафов: интервью с руководителем тульского УФАС Виктором Грибко

Руководитель тульского УФАС Виктор Грибко о спам-звонках: Без вашего согласия направлять рекламу нельзя

О назойливом спаме, «черном списке» компаний и 115 миллионах рублей штрафов: интервью с руководителем тульского УФАС Виктором Грибко
Фото: правительство Тульской области

Ровно год назад 1 августа 2023 года Виктор Грибко занял пост руководителя Управления  Федеральной антимонопольной службы по Тульской области. Итоги работы регионального УФАС – в интервью руководителя ведомства. 

- Виктор Анатольевич, расскажите об итогах работы тульского Управления в 2023 году.

— Из примеров успешной работы службы за последние годы можно выделить многие, но остановимся на некоторых из них.

Отмена внутрисетевого и национального роуминга в РФ. Внутрисетевой роуминг был отменён операторами «большой четвёрки» в ходе исполнения предупреждений ФАС России и рассмотрения антимонопольных дел по факту установления различных тарифов в домашнем регионе и в поездках по территории страны.

Прекращение взимания платы операторами сотовой связи за раздачу интернета (тетеринг). В 2023 году операторам сотовой связи ПАО «МТС», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ООО «Т2 Мобайл» были выданы предупреждения о прекращении взимания с абонентов платы за раздачу интернета с собственных абонентских устройств.

Отменён «банковский роуминг». ФАС России разработала закон об отмене комиссии за межрегиональные денежные переводы между счетами граждан в одном банке. Это способствовало защите интересов граждан от межрегиональной дискриминации.

Создание современной системы государственных закупок. В рамках этой системы все госзаказы доступны в сети интернет на сервисе Единой информационной системе (zakupki.gov.ru), что делает процесс закупок прозрачным и позволяет отследить ход закупки от момента её объявления до завершения срока действия контракта.

Наше ведомство, как и другие территориальные органы ФАС России, осуществляет контроль в сферах антимонопольного законодательства, естественных монополий, рекламы, государственных и муниципальных закупок, закупок для отдельных видов юридических лиц, торговли, а также осуществляет контроль за ценообразованием в сфере социально значимой продукции в рамках антимонопольного контроля.

Если кратко привести статистику результатов правоприменительной практики управления за 2023 год, то она такова: рассмотрено около 1700 заявлений и обращений по всем направлениям деятельности, возбуждено 669 дел об административных правонарушениях, по которым наложено штрафов на общую сумму более 38 млн. руб., выдано 135 предупреждений, исполнено 355 постановлений на общую сумму 115 млн. руб.

Отмечу также, что текущий и следующий год для службы являются юбилейными: 2024 год — это 20-летие создания ФАС России, а в 2025 году мы отмечаем 35-летие антимонопольного регулирования в России. За прошедшие годы антимонопольная служба накопила огромный опыт, сформировалась как авторитетный и высокопрофессиональный государственный институт — как в системе национальных органов государственного управления, так и в сообществе конкурентных ведомств всего мира.

- Вы назвали сумму в 115 миллионов рублей. Много. Из чего она складывается?

 - В рамках осуществления полномочий по соблюдению сетевыми организациями Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ, Управлением в 2023 года рассмотрено более 1200 заявлений граждан о нарушении сетевыми организациями вышеуказанных Правил, по результатам рассмотрения которых возбуждено 430 административных дела (статья 9.21 КоАП РФ).

В связи с устранением нарушений, то есть фактическим подключением потребителей, прекращено 355 дел. Общая сумма административных штрафов составила около 62 млн. руб. (75 постановлений о наложении штрафов). 

Основное нарушение – невыполнение обязательств по технологическому присоединению в установленный Правилами и договором срок, как правило это 6 месяцев для льготной категории заявителей (для бытовых нужд мощностью до 15 кВт, с отдалением от ближайших сетей в городе 300 м, в сельской местности – 500 м).

Но здесь стоит отметить и положительную динамику со стороны работы сетевых организаций в части выполнения обязательств по присоединению. Насколько нам известно, только в 2023 году исполнено около 12 тыс. договоров.

Данный подход к исполнению обязательств отражается на динамике жалоб в адрес Тульского УФАС России по вопросам технологического присоединения. Количество дел, по итогам рассмотрения которых сетевые организации привлечены к административной ответственности, сократилось практически на 85 % (с 528 дел до 75).

По итогам полугодия 2024 года возбуждено 67 дел, выдано всего 6 постановлений на общую сумму 2,4 млн руб.

 - В прошлом и уже в 2024 году в центре внимания остается вопрос технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДиКГО), а точнее стоимость услуги. В данном направлении Управлением выявлялись нарушения?

 - Действительно, в сентябре 2023 года вступили в силу изменения, установившие, что обслуживанием ВДГО и ВКГО по общему правилу с января 2024 года вправе заниматься только специализированная газораспределительная организация. В Тульском области таковыми являются АО «Газпром газораспределение Тула» и АО «Тулагоргаз».

Указанные изменения затронули как перечень услуг, оказываемых при ТО ВДиКГО, так и формирование стоимости предоставляемых услуг. И здесь хочу обратить внимание, что данная стоимость не подлежит регулированию, а самостоятельно устанавливается газораспределительной организацией.

Начиная с 2023 года и по настоящий момент в адрес Управления поступило около 20 обращений граждан и управляющих компаний области, в настоящий момент еще проводится анализ и говорить о наличие либо отсутствие нарушений преждевременно.

 - Какие вопросы наиболее часто волнуют жителей региона в сфере соблюдения рекламного законодательства?

 - Это и реклама финансовых услуг, недостоверная реклама. В прошлом году Управлением рассмотрено 105 заявлений граждан и юридических лиц, по итогам рассмотрения которых выдано 25 постановлений о привлечении к ответственности за нарушении закона «О рекламе».

В случае установления нарушения виновные были привлечены к административной ответственности. Общая сумма наложенных штрафов за нарушение рекламного законодательства в 2023 году составила чуть более 1 млн рублей.

В настоящее время самой актуальной проблемой остаётся незаконное распространение рекламы по сетям электросвязи, то есть посредством телефонных звонков и СМС-сообщений.

И в 2023 году, и в 2024-м управлением возбуждались и рассматривались дела по фактам несанкционированной рассылки рекламы по сетям электросвязи.

Необходимо отметить, что зачастую такая реклама распространяется не только без предварительного согласия абонента, но и с нарушением её содержания. Особенно часто это встречается в рекламных рассылках различных кредитных и иных финансовых организаций, которые в сравнительно небольшом тексте рекламного сообщения могут указать только привлекательные условия предоставления того или иного финансового продукта, сознательно «забывая» о том, что необходимо перечислить и все остальные условия, дабы не вводить потребителей в заблуждение.

В апреле 2024 года в КоАП РФ внесены изменения, касающиеся распространения рекламы по сетям электросвязи, которые значительно увеличивают размер административного штрафа: например, на граждан — в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на должностных лиц — от 20 до 100 тысяч рублей; на юридических — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

Надеюсь, данная норма должна привести к снижению количества распространения несанкционированной рекламы посредством сетей электросвязи.

 - А имеются ли специальные требования, которые регулируют рекламу финансовых услуг?

— В федеральном законе № 38-ФЗ «О рекламе» специальные требования к финансовым услугам выделены в отдельную статью 28. И первым же пунктом этой статьи указывается, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. Для юридического лица – это наименование, для индивидуального предпринимателя – это фамилия, имя, отчество (если имеется).

На практике нередко забывают, так скажем, указать такую информацию, в рекламе товаров или услуг с возможностью их приобретения в кредит. Например, если магазин бытовой техники рекламирует продажу товаров в кредит, в рекламе должно быть указано и наименование финансовой организации/банка, с которым потребитель будет заключать кредитный договор.

Или в случае, когда в рекламе туристических услуг также предлагается страхование – жизни, здоровья, рисков несчастного случая, невылета и так далее, рекламодатель должен указать, какая организация оказывает страховые услуги. 

Часто подобные нарушения встречаются при рассылке смс-рекламы, когда абонент получает рекламное сообщение от какого-либо отправителя, обозначенного как БАНК, ЗАЙМ, Кредит, а фактическая информация о наименовании финансовой организации отсутствует.

 - Может ли рекламировать финансовые услуги организация без специальной лицензии?

— Закон о рекламе прямо указывает, что реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение  лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений, не допускается.

То есть если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами СРО — соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Также запрещается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность в этой сфере.

 - Мы говорим о требованиях, которые должны соблюдаться при рекламировании финансовых услуг. Распространяются ли данные нормы на рекламу в Интернете?

 - Безусловно. Ведь в Законе о рекламе закреплено определение рекламы – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

То есть все те требования к рекламе, которые мы озвучили, в равной мере распространяются на рекламу на любом носителе и в любом виде, будь то баннер, телевизионная реклама, реклама на радио, в Интернете или в социальной сети.

Кстати, по поводу рекламы в социальных сетях согласно позиции ФАС России реклама в Телеграм подпадает под регулирование Закона о рекламе, если «Telegram» используется для донесения информации широкому кругу пользователей посредством предлагаемых сервисных возможностей (через Telegram-каналы). В случае же, когда ресурс используется в качестве «мессенджера», для обмена конкретными пользователями сообщениями, реклама в «Telegram» маркировки не требует.

 - А если кредиты или займы предлагают по телефону?

 - Все требования к финансовой рекламе сохраняются. Более того, в отношении рекламы, распространяемой  по сетям электросвязи – это стационарный телефон, факс, мобильная связь, смс-сообщения — действует дополнительное правило, суть которого заключается в том, что без вашего согласия направлять вам рекламу нельзя.

При этом доказывать, что согласие от абонента получено, будет рекламораспротранитель, а не потребитель.   

Здесь я хотел бы обратить внимание на один момент по поводу рекламных телефонных звонков. Нередко на практике случается такая ситуация: гражданину позвонили, в телефонном разговоре спросили разрешение на получение рекламы и далее озвучили рекламу.  

Однако в случае, когда звонок инициируется рекламораспространителем, моментом начала распространения рекламной информации является момент поступления телефонного звонка, а не момент непосредственного оглашения рекламной информации абоненту.

То есть согласие на получение рекламы должно быть получено от абонента еще до совершения звонка. Данный юридический нюанс очень важен при оценке рекламы на соответствие требованиям законодательства.

 - Насколько понимаю, значительную часть деятельности Управления занимает контроль в сфере государственных закупок. Закупки каких товаров и услуг обжалуются чаще? 

— В 2023 году рассмотрено 220 жалоб на действия субъектов контроля Управления, по результатам рассмотрения которых выявлено 62 закупки, проведенной с нарушением Закона о контрактной системе, в целях устранения которых субъектам контроля выдано 49 предписаний, которые исполнены в полном объеме в установленные сроки.

Большая часть субъектов контроля, на действия которых поступают жалобы, относятся к уровню субъекта Российской Федерации (более 85%). Меньше всего обжалуются действия заказчиков федерального уровня.

Основная часть жалоб связана с закупками, проводимыми в сфере приобретения лекарственных средств, медицинских изделий и медицинской техники, при осуществлении разного вида строительной и ремонтной деятельности, в сфере благоустройства территорий.

 - Законодательством о контрактной системе предусмотрены полномочия антимонопольной службы по ведению реестра недобросовестных поставщиков. Как много компаний в Тульской области попали в этот «черный» список в 2023 году?

— Основанием для включения в реестр является уклонение победителя торгов от заключения контракта, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, а также соответствующее решение суда – в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств. С июля 2022 года предусмотрено новое основание направления сведений для включения в реестр недобросовестных поставщиков — это односторонний отказ поставщика от исполнения контракта.

В 2023 году рассмотрено 249 обращений о включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков. 179 хозяйствующих субъектов включено в реестр недобросовестных поставщиков, из них 166 на основании отказа заказчика от исполнения контракта (расторжение контракта по причине существенного нарушения исполнителем условий контракта).

Основной причиной не включения в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем отказе заказчиков от исполнения контракта является недоказанность заказчиками недобросовестного поведения исполнителями, существенности нарушений участниками закупок условий контрактов при их исполнении, а также несоблюдение заказчиками законодательно установленной процедуры расторжения контракта. Также стоит отметить и нарушение встречных обязательств по контрактам со стороны заказчиков.

Отмечу, что в 2022 году вступили в силу изменения, направленные на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. Подача обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, а также жалоб на нарушения Закона о контрактной системе, уведомление о заключении контракта с единственным поставщиком теперь осуществляются только через Единую информационную систему.

- Имеются ли какие-то послабления в части привлечения нарушителей к административной ответственности? 

— В тех случаях, когда нарушения были допущены впервые и при отсутствии имущественного ущерба, угрозы жизни и здоровью, ФАС России и ее территориальными органами вместо штрафы заменяются предупреждениями. Соответствующие нормы  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уже 2 года  активно применяются. Ранее замена штрафа применялась только к субъектам малого предпринимательства.

Сразу уточню, что на нарушения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией, данное смягчение не распространяется. 

В целом отмечу, что деятельность антимонопольных органов направлена, прежде всего, не на наказание, а на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

В ФАС России и ее территориальных органах действует программа профилактики нарушений, которая включает, в том числе, и ежегодное проведение публичных обсуждений правоприменительной практики.

Последние несколько лет Управление проводит такие мероприятия в формате онлайн-трансляции, в ходе которой сотрудники Управления не только рассказывают об изменениях законодательства, рассмотренных делах и судебной практике, но и отвечают на поступившие вопросы по правоприменению в сферах антимонопольного контроля. Материалы публичных обсуждений (доклады, обобщенные ответы на вопросы, презентации) размещаются на сайте управления.

Кроме того, все принимаемые решения Тульского УФАС России также доступны для ознакомления на нашем сайте и в базе решений 

Актуальная информация о работе управления публикуется и в социальных сетях. 

 - Сейчас актуальным является вопрос рост цен на социально значимые продукты питания, ГСМ. Какие меры принимает Управление?

Здесь необходимо отметить, что как такового прямого регулирования цен на продовольствие законодательством не предусмотрено. Уже не так часто, как это было в 2020-2022 годах и на горячую линию, и письменно поступают обращения от граждан, да и от предпринимателей-продавцов на предмет размера торговой надбавки – так вот, ни по сахару, ни по муке, ни по другим продуктам надбавка к закупочной цене не ограничивается. То есть именно рыночный механизм, конкуренция должны формировать конечную цену товара. 

Закон о защите конкуренции устанавливает запрет на монопольно высокую цену – для продавцов-монополистов, а также запрет на антиконкурентные соглашения, сговоры на предмет поддержания цен.

Территориальные органы ФАС России по всей стране и центральный аппарат собирают и обрабатывают информацию и обращения граждан по динамике цен на такие продукты питания.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.